7-8 мая в Красноярске состоялся финал Фестиваля школьных музеев, клубов патриотической направленности. За годы существования Фестиваля менялись его условия, темы и номинации, но неизменным осталось одно – желание изучать историю нашей Родины, судьбы её героев и стремление хранить память о тех, кто своей жизнью и трудом принес огромную пользу Отечеству.
В течение всего года ребята проделали огромную поисково-исследовательскую работу: подготовили и провели экскурсию «История одного экспоната», записали подкасты, в которых рассказали об эвакуации детей из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны и о непростой судьбе спасённой девочки Марии Ильиной, взяли интервью у участника специальной военной операции Героя Российской Федерации Олега Ликонцева. Исследовательские проекты стали победителями заочного этапа Фестиваля в номинациях «Экскурсия в музее, клубе» и «Диалог поколений». На очном этапе Фестиваля ребят ждали конкурсные испытания в формате исторического квеста, где они выполнили множество интересных заданий в области исторического краеведения. Кульминационным событием Фестиваля стала торжественная церемония вручения копий переходящих знамён и исторических формуляров воинских соединений и частей, сформированных в годы Великой Отечественной войны на территории края, которая состоялась 8 мая на Площади Победы у Вечного огня в г. Красноярске. В течение следующего года, в нашем музее будет храниться знамя 374-ой стрелковой Любаньской дивизии, а наши юные музейщики будут изучать историю этого воинского формирования. 9 мая наш воспитанник Федор Е. станет участником торжественного шествия, посвященного 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в городе Красноярске.
В учреждении реализуется программа воспитания, развития и социализации воспитанников детского дома «Мы – россияне, мы – гагаринцы», которая разработана в соответствии с нормативными документами, укладом учреждения, опытом реализации плана воспитательной работы. Её целью является создание условий для становления и развития личности ребёнка в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости; формирование у воспитанников детского дома гражданской позиции и социальных компетенций, необходимых для построения собственного варианта независимой успешной жизни в современном мире после выпуска из учреждения.
Приоритетность гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения определена в ряде нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 г. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
В качестве основных целей и задач воспитания отмечается: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности. Данные ориентиры приобретают особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, зачастую имеющих негативный социальный опыт, отсутствие положительных образцов поведения и правильных моральных установок, как правило, эти факторы накладывают отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека, что существенно усложняет процесс социализации.
В связи с этим одним из важных направлений деятельности детского дома становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, являющееся неотъемлемой составляющей процесса становления личности, при условии создания единого воспитательного пространства.
Педагоги детского дома в этом направлении используют различные формы работы: воспитательные события и образовательные встречи, квесты, сюжетно-ролевые игры, флешмобы, экскурсии к исторически значимым местам города, обсуждение художественных и документальных фильмов, телепередач, новостей. Наши ребята традиционно принимают участие в мероприятиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне. В 2022 году 9 мая вместе с объединением «Дети войны» прошли в колонне бессмертного полка с фотографиями наших педагогов-фронтовиков, а команда спортсменов заняла II место в 73-ей легкоатлетической эстафете, также были изготовлены и вручены поздравительные открытки пожилым людям, проживающим в пансионате «Кедр». Воспитанники, активисты музея, успешно выступили на всех этапах краевого Фестиваля школьных музеев и клубов патриотической направленности в номинациях: «Диалог поколений», «Подкасты», «Экускурсия в музее». Всероссийские акции: «Блокадный хлеб», «Связь поколений», «Сад памяти», «Окна Победы», «Поклонимся великим тем годам» — еще раз позволили напомнить детям о той Войне. 22 июня в оздоровительном лагере «Гагаринец» прошла акция «Свеча памяти». Творческие работы детей были представили на конкурсах: «Дети о войне и Дне Победы», «Война. Победа. Память». Юные художники стали победителями в краевом конкурсе детского тематического рисунка «Скажи террору – НЕТ!».
13 наших выпускников принимают участие в СВО, проявляя мужество и стойкость, защищая интересы государства и нашу Родину. На базе музея детского дома оформлена выставка «Солдатский альбом гагаринцев», где проводятся диалоговые встречи и обсуждения.
На протяжении года воспитанники изучали историю государственных символов Российской Федерации, историю Красноярского края. Все дети приняли активное участие в мероприятиях и конкурсах, посвященных 200-летию основания Енисейской губернии: «Мой край! Мой Взгляд», «Архитектурно-историческое наследие Красноярского края» и т.д. Группа ребят была включена в проект «ГидШкола» Канского краеведческого музея, победителя конкурса молодежных проектов «Территория Красноярский край».
Особое место в деятельности педагогов и воспитанников учреждения было отведено мероприятиям, посвященным годовщине полета в космос Ю.А. Гагарина. Проведен ежегодный 25-й Гагаринский фестиваль. В течение гагаринской недели были организованы выставки, игры, викторины и спортивные праздники, подведены итоги ежегодной Спартакиады на Кубок Гагарина. В 2022 году наш детский дом вступил в ассоциацию Гагаринских школ России. Продолжается участие воспитанников в проекте «Космическая одиссея». Его участники представили исследовательскую работу «Реконструкция исторический событий», а 12 апреля были приглашены на встречу с автором проекта, летчиком-космонавтом Лазуткиным Александром Ивановичем, во время его кратковременного приезда в г. Красноярск.
В течение всего года ребята приняли активное участие в конкурсах, марафонах, акциях, организованных Всероссийской общественной организацией «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны»: Всероссийские акции ко Дню космонавтики «Познаем космос вместе», «День Российского флага», «Согревая сердца» .
Мы-россиян! Мы -гагаринцы! Рабочая программа воспитания на 2021-2025гг.
Рабочая программа воспитания Мы — россияне, мы — гагаринцы!