Музей

Деятельность музея Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина.Обновленная версия.

Музей детского дома.

1. Полное название: музей краевого государственного казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» (далее музей детского дома).

2. Сайт: www.museumdom.ru

3. Общая площадь: 42,5 кв.м.

4. Профиль музея: историческое краеведение

5. Программное обеспечение: на базе музея реализуется краеведческая программа дополнительного образования детей «Родной край: страницы истории».

6. Ф.И.О. руководителя школьного музея: Смирнова Людмила Юрьевна.

7. Год открытия музея: 1966 год.

8. Содержание работы музея. 
Хранителем памяти дней минувших и сегодняшних является музей до 2006 года школы-интерната, а в настоящее время детского дома. У его истоков стояли директор школы Ким А.Г., педагоги: Окунева В.А., Засим И.Ф., Голубь А.В., Рублёва В.П., Ким А.Д. и другие.

Содержание музея – это результат многолетней поисково-исследовательской деятельности воспитанников под руководством педагогов, который раскрывает историю становления и развития школы-интерната и детского дома. Достижения воспитанников и педагогов служат инструментом духовного становления и гражданского развития детей. Через пропаганду достижений выпускников и педагогов стимулируется познавательная деятельность подрастающего поколения гагаринцев, сохраняется непрерывная связь поколений и традиций.

Деятельность музея направлена на формирование у детей исторического мышления и национального самосознания. Познавательная деятельность воспитанников по краеведению организуется по принципу концентризма: история моей семьи, детского дома, города, района, края. Местные исторические факты, события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое-настоящее-будущее. Изучая и сравнивая историю жизни прошлого и настоящего, воспитанники получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного города и России. Постепенно у воспитанников формируется понимание того, что каждый человек является продолжателем традиций своей семьи, земляков и несёт ответственность за будущее малой и большой Родины.

9. Направления деятельности музея.
Собирательная работа – одна из важнейших сторон деятельности музея. Документальные и публицистические материалы черпаются из жизни детского дома, города и края. Актив музея из числа воспитанников осуществляет систематический сбор и изучение историко-краеведческих материалов.

В 2009-2010 учебном году деятельность музея проходила под знаком 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В связи с этим поисково-исследовательская деятельность развернулась по теме: «Боевой путь 378-ой Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии». В результате целенаправленной работы ребятам удалось собрать достаточно подробные материалы о боевом пути данного воинского соединения. Воспитанники старшего возраста из числа актива музея на основе материалов информационного проекта подготовили сообщения на тему: «Жизнь Родине – честь никому», с которыми выступили на традиционном «Гагаринском круге» (Общее собрание воспитанников детского дома, организуемое два раза в месяц).

В феврале 2010 года в музее детского дома были проведены образовательные встречи для воспитанников младшего и среднего школьного возраста по теме: «Знамя – главная ценность воинского соединения». В ходе  которых ребята познакомились с историей воинских знамен, подробно узнали о Боевом Знамени на примере Знамени 378-ой стрелковой дивизии.

По итогам образовательной встречи «Знамя – главная ценность воинского соединения» пресс-центр музея создал видеоролик «Знамя Боевое», в котором участники встречи рассказали, что значит для них Знамена воинских частей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Презентация видеоролика прошла на «Гагаринском круге» для всех воспитанников детского дома.

В музее детского дома есть стационарная экспозиция «Подвиг бессмертен». В витринах и на стенде находятся материалы о боевом пути 382-ой Новгородской стрелковой дивизии, 510-го гаубичного артиллерийского полка. Особое место занимают письма, воспоминания, описания незабываемых встреч ветеранов. Материалы о боевом пути 378-ой Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии займут достойное место в экспозиции «Подвиг бессмертен». На материалах экспозиции «Подвиг бессмертен» проводятся традиционные уроки мужества, экскурсии для всех групп воспитанников, проживающих в детском доме.

В рамках подготовки к празднованию 50-летия со дня полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина в этом году инициативной группой воспитанников начался сбор новой информации о детских и юношеских годах жизни Юрия. Началась переписка с Объединённым мемориальным музеем Ю.А. Гагарина и другими местами, где жил и работал Юрий Гагарин.
Таким образом, задача собирательной деятельности музея детского дома всегда актуальна и направлена на полное раскрытие событий и явлений, происходящих в современном обществе.

Исследовательская работа проводится в единстве с поисковой деятельностью музея. Одним из ключевых направлений исследований является изучение конкретных человеческих судеб.

В фонде музея хранится значительное количество исследовательских работ воспитанников детского дома, представленных на школьно-практических и городских краеведческих конференциях школьников «Канск – город моего детства, город моей мечты!». Фактором нового подхода в поисково-исследовательской деятельности стала разработка коллективных информационных проектов. Большая работа в этом направлении была произведена в последние годы по изучению истории города Канска и детского дома. Поисково-исследовательские проекты были презентованы на краевом фестивале музеев образовательных учреждений в 2009 и 2010 гг. в г. Красноярске и переданы на постоянное хранение в архив музея детского дома. В настоящее время тематика проектов используется в экскурсионной деятельности музея и на внеклассных занятиях педагогами и воспитанниками детского дома.

Экскурсионная работа музея проводится в соответствии с  планом работы на учебный год с учётом знаменательных юбилейных дат для учреждения, города, края и страны. Два раза в месяц на тематические экскурсии приглашаются воспитанники разновозрастных сообществ и групп начальных классов. В число посетителей музея так же входят гости, выпускники, педагоги, ветераны и самые маленькие воспитанники детского дома – ребята дошкольного отделения. Уже два года в музее работает группа юных экскурсоводов. Ребята с помощью взрослых собирают необходимую для экскурсий информацию, подготавливают тексты для экскурсоводов, оформляют тематические экспозиции, приглашают на встречи в музей интересных людей и проводят экскурсии для воспитанников детского дома.

Фондовая работа. Пополнение фонда музейными экспонатами и материалами происходит за счет поисково-исследовательской и собирательной деятельности воспитанников детского дома, подарков от гостей детского дома, поделок и наград детей и взрослых учреждения. Весь поступивший в музей материал фиксируется в инвентарной книге и каждому предмету присваивается свой номер.

10. Экспозиционные разделы музея
В настоящее время тематическая структура музея отражает историю детского дома, достижения педагогов и воспитанников. Созданы и регулярсно используются в экскурсионной деятельности экспозиции по следующим темам:
— Мы – гагаринцы.
— Спортивные достижения.
— Школьная жизнь.
— Подвиг бессмертен.
— Государственная символика России.

Мы – гагаринцы. Детский дом носит имя первого космонавта планеты, поэтому особое место в нашем музее занимает экспозиция «Мы – гагаринцы». На протяжении многих лет воспитанники детского дома помнят и свято чтят имя этого легендарного человека. Гагаринцы всегда гордились и гордятся успехами отечественной космонавтики. Один из разделов экспозиции, посвящён покорителям космоса и рассказывает о традициях детского дома. Уникальность этого раздела состоит в том, что здесь находятся подлинные письма космонавтов: Гагарина Ю., Титова Г., Савицкой С., Берегового Г., Леонова А., Волкова А., Циблиева В. Последнее письмо получили 12 апреля 2009 года. С большим интересом воспитанниками детского дома читаются эти умные письма. Космонавты являются для нас примером, как надо служить Родине. Также на стенде находятся фотооткрытки с подлинными подписями космонавтов, их фотографии, сувениры, привезенные с космодрома Байконур.

В октябре 2003 года наш детский дом посетил летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Коваленок В.В.. Это было историческое событие в жизни детского дома. Впечатляющий рассказ гостя о жизни и работе космонавтов, личное обаяние сделали пребывание Владимира Васильевича праздником для воспитанников и педагогов детского дома. Он оставил в дар музею личные наручные часы и запись в книге почетных гостей. После отъезда В.В. Коваленок прислал в музей материалы о космических новостях (2003 г.) и данные статистики о полетах орбитальных станций, совместных проектах в космосе. Группа лучших воспитанников детского дома в 2005 году побывала на космодроме «Байконур», ознакомилась с достопримечательностями, побывали в музее истории космодрома. Материалы о пребывании воспитанников на космодроме пополнили раздел экспозиции «Покорители космоса». В витрине экспозиции находится медаль «Юный Гагаринец», которую вручил нашему воспитаннику Иванову Алексею летчик-космонавт В.В. Коваленок. В этом же разделе собраны материалы по теме «Страницы истории детского дома», в котором находятся фотодокументы, видео архив, предметы, хронологические таблицы (история детского дома в датах), летопись о событиях детского дома, публикации о детском доме в средствах массовой информации, подшивка ежегодной газеты «Гагаринец». Книги бывшего директора школы-интерната Ким А.Г., воспоминания старейшего педагога Голубь А.В., выпускников – это письменные свидетельства истории учреждения.

На стенде расположены фотодокументы, раскрывающие основные моменты становления и развития детского дома. Все материалы являются источниками изучения истории родного детского дома и позволяют рассмотреть стороны жизни и работы со дня его основания до наших дней. Первоисточники помогают воспитанникам ярко, доказательно воссоздать события прошлого, воскресить дела и поступки людей, учат внимательно относиться к памяти прошлого, традициям. Этот раздел содержит реестр наград детского дома со дня его основания. Воспитанники детского дома активные участники спартакиад, конкурсов детского творчества. В данном разделе музея хранятся памятные Красные знамена, грамоты, кубки, медали, дипломы – символы побед гагаринцев.

Отдельная страница раздела посвящена Киму Ариону Григорьевичу. Арион Григорьевич был учителем истории, директором школы-интерната им. Ю.А. Гагарина, заведующим Канским городским отделом народного образования. Он Почетный гражданин города Канска, Заслуженный учитель РСФСР. Последние годы жизни руководил школьным музеем, возобновил переписку гагаринцев со «Звездным городком». Профессиональная и общественная работа этого замечательного человека является примером, как для педагогов, так и для подрастающего поколения. Книга А.Г. Кима «Записки бывшего директора» повествует о многих традициях патриотического, трудового воспитания гагаринцев в 70-80 годы прошлого века. В знак памяти Кима А.Г. на здании детского дома установлена мемориальная доска. Еще одна экспозиция содержит материалы о ветеранах педагогического труда. Приоритет отдан людям, делавшим в разные годы историю детского дома. Отдельно представлена информация о педагогах-отличниках образования и имеющих почетные звания. Задача этого раздела, прежде всего, сохранение памяти о педагогах, создание непрерывной связи поколений.

Центральное место в разделе «Мы – гагаринцы» занимает экспозиция «Выпускники». Главная задача этого раздела пропаганда достижений выпускников, добившихся значительных успехов в учебе, в общественной жизни, в школе и после ее окончания. У посетителей музея вызывает большой интерес фотоальбом «Все выпускники школы-интерната», анкеты выпускников, прибывших на 50-летний юбилей школы-интерната имени Ю.А.Гагарина. Экспозиция музея детского дома «Мы – гагаринцы» открывает необходимые возможности для создания положительного эмоционального фона, направленного на достижение результатов в воспитании, способствует формированию активной жизненной позиции детей, лишенных попечения родителей.

Через пропаганду достижений выпускников, педагогов стимулируется познавательная деятельность воспитанников, сохраняется непрерывная связь поколений и традиций. Углубленное знакомство подростков с деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов.

Подвиг бессмертен. Название экспозиции созвучно с идеей увековечения подвига воинов-канцев и тружеников тыла, вместе со всей страной ковавших Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сразу же в экспозиции привлекают внимание Знамена. Это не флаги, это действительно Знамена.

В 1978 году Канский горком КПСС и исполком Канского горсовета депутатов трудящихся награждает школу-интернат памятным переходящим знаменем за успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи и передает на вечное хранение.

По итогам Фестиваля музеев образовательных учреждений в 2009 году музей Канского детского дома имени Ю.А. Гагарина получил право на хранение дубликата переходящего знамени 378-й Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии. Но это не боевое Знамя, с которым воевали, а это его точная копия. В музее Советской Армии есть знаменный зал, где до сих пор находятся знамена воинских частей. Каждый из полков имел свой номер и наименование. В центре полотнища находится звезда, под звездой написано:        « 378 стрелковая дивизия». На оборотной стороне полотна вышит золотыми нитками лозунг «За нашу Советскую Родину».

На первом стенде «Герои живут вечно в памяти народной» информация о городе Канске в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наиболее интересна здесь в витрине газета «Красноярский железнодорожник» от 27 июня 1941 года. Заголовки пожелтевшей от времени газеты не говорят, а просто кричат: «Смерть фашистам!», «Уничтожить зарвавшегося врага!», «Германский фашизм найдет в войне себе могилу», «Для защиты Родины не пожалеем жизни». На стенде фотография: Памятник «Землянка» в поселке Ремзавод. С этого места канцы уходили на фронт.

Особое место в экспозиции «Подвиг бессмертен» занимают воспоминания о боевом пути, письма ветеранов Великой Отечественной войны, материалы встреч воспитанников с ветеранами 382-й дивизии и 510 полка, собранные группой «Поиск» в 70-80-ых годах прошлого века. Создала группу Голубь Алевтина Васильевна – учитель начальных классов Канской школы интерната им. Ю.А. Гагарина, отличник просвещения РСРФСР, Ветеран детского дома, участник Великой Отечественной войны. Под руководством увлеченного педагога ребята нашли более 10 человек наших земляков, воевавших в 382-й Новгородской дивизии и 510-ом гаубичном полку.

В витрине фотография: «Группа «Поиск»: Рахманинова Л., Кизик М., Кисилев С., Тарабанько Н., Талуц С., Огнева Н., Першин В. С ветераном Великой Отечественной войны Александровым Константином Варлаамовичем. 1979 год». Рядом фотография «Александров К.В. красноармеец РККА 1927 г.».

Посетители музея могут посмотреть памятные альбомы «Ратный путь 510-го гаубичного полка», оформленные группой «Поиск» совместно с ветеранами. На первой странице альбома фотография ежемесячного военно-художественного журнала части подполковника Ушацкого: «Разгромить врага» №1 1942 год.
Далее на стенде показаны фотографии памятных встреч однополчан. «Встреча на Калининской земле ветеранов 510-го гаубичного полка. Рядом фронтовая фотография: «Козлов В.Ф. с боевыми товарищами», «Встреча ветеранов 382-ой стрелковой дивизии. г. Красноярск. 1982 год.». В витрине газетный материал: из воспоминаний ветерана 510-го гаубичного полка Коваленко В.П. и фотография: «Коваленко Петр Карпович, начальник штаба полка, подполковник запаса.

11. Наиболее интересные формы работы в музее


Познавательные мероприятия по историко-краеведческой деятельности для воспитанников младшего школьного возраста проводятся в игровой форме по таким темам, как «Река времени», «Задай вопрос президенту» и др. Для ребят старшего школьного возраста занятия в музее организуются в форме блиц-турниров, викторин, дискуссий, школы-экскурсоводов, уроков жизни (встречи с выпускниками детского дома, заслуженными людьми города, ветеранами ВОВ и т.д.), уроков России.

Перед каждой экскурсией проводятся тематические конкурсы, просмотр видео-роликов. Стали традиционными интерактивные образовательные встречи для различных групп посетителей музея с использованием мультимедиа-игр: «Задай вопрос президенту», «Есть ли в стране демократия?», «Права детей», «История власти», «Что ты знаешь о космосе?», «378-ая Краснознаменная Новгородская стрелковая дивизия».
По итогам образовательных встреч организуется рефлексивное обсуждение, начинается разработка  проектов и оформление рисунков, стенгазет.

Орешкина Е.В.Социализация детей через образовательное пространство музея детского дома