Музей Канского детского дома им. Ю.А.Гагарина
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
- Полное название музея: Музей Канского детского дома им. Ю.А.
Гагарина
- Профиль музея: историческое краеведение
- Год открытия музея: 1966 год
- Адрес музея: 663606, Красноярский край, г. Канск, ул. Куйбышева, дом 5
- Площадь: отдельная комната 42,5 кв. м.
6.Руководитель музея:
Цейтлина Светлана Юрьевна
- Краткая история создания музея
Краеведческий музей в Канской школе-интернате (ныне детском доме) имени Ю.А. Гагарина был открыт в 1966 году. У его истоков стояли директор Ким Арион Григорьевич, учителя – Окунева Валентина Алексеевна, Голубь Алевтина Васильевна, Ким Сабина Давыдовна и другие. Более 20 лет руководителем музея была учитель географии Окунева В.А.
В период создания музея учащиеся собирали материалы об истории, природе, экономике, культуре родного города, а также по истории школы-интерната. Одним из направлений работы юных краеведов были поиски сведений об участии земляков в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г..
Ким Арион Григорьевич |
Достойное место в музее заняли воспоминания о боевом пути, письма ветеранов Великой Отечественной войны, материалы встреч воспитанников с ветеранами 382-й стрелковой дивизии и 510 гаубичного полка, собранные группой «Поиск»в 70-80-ых годах прошлого века.
Группу «Поиск» создала Голубь Алевтина Васильевна – учитель начальных классов Канской школы — интерната им. Ю.А. Гагарина, участник Великой Отечественной войны, Отличник просвещения РСРФСР, Ветеран детского дома.
Голубь А.В. с учениками школы-интерната |
В истории музея, как и в истории учреждения, периоды бурного развития сменялись годами депрессии. Почти пять лет, с конца 80-х годов, деятельность музея была прекращена, многие ценные материалы безвозвратно утеряны.
Второе возрождение школьного музея началось опять по инициативе директора Ариона Григорьевича Кима.
В 2005 году музей переехал в новое помещение спального корпуса, которое было специально оборудовано для размещения экспозиций, передвижных выставок и хранения экспонатов, документов, фотоальбомов, поисково-исследовательских работ воспитанников.
До 2009 года хранителем фондов и сотрудником музея была Сабина Давыдовна Ким.
Ким Сабина Давыдовна |
В настоящее время работу музея возглавляет педагог дополнительного образования Людмила Юрьевна Смирнова.
- Основные разделы экспозиций
Музей детского дома – это научно-исследовательский, учебно-воспитательный, досуговый центр.Содержание разделов экспозиции музея – это результат многолетней поисково-исследовательской деятельности педагогов и воспитанников многих поколений.
Тематическая структура музея отражает историю Малой Родины и детского дома, связь учреждения со Звёздным городком,достижения педагогов и воспитанников. В настоящее время музей насчитывает боле 700 экспонатов, позволяющих организовать их показ в форме музейной экспозиции. Созданы разделы по следующим темам:
- Покорители космоса.
- Мы – гагаринцы.
- Малая Родина.
- Государственная символика России.
- Подвиг бессмертен
Работа над выставкой. Воспитатель Крутенкова Тамара Николаевна со своей группой. 2011 год. |
Экскурсоводы музея детского дома Елена К. и Александр Л. |
Детский дом носит имя первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина. На протяжении многих лет воспитанники детского дома помнят имя этого легендарного человека, гордятся успехами космонавтики, поэтому особое место в музее занимает раздел «Покорители космоса», в котором показана связь учреждения со «Звездным городком». На стенде расположена биография Гагарина Ю.А., в витринах находятся письма и фотографии космонавтов с подлинными подписями, наручные часы космонавта В.В.Ковалёнка, сувениры, привезенные с космодрома Байконур.
В 2010 году раздел «Покорители космоса» пополнился материалами, переданными в дар заведующей мемориальным отделом Объединённого мемориального музея Ю.А.Гагарина, Т.Д. Филатовой, племянницей Ю. А. Гагарина.
У нашего учреждения всегда было много друзей-шефов, которые не оставляют нас без внимания. Володина О. В. подарила газету «Правда»от 13 апреля 1961 года, которая рассказывает о полёте Юрия Гагарина.
Заместитель директора по общим вопросам Канской ТЭЦ Петриди В.Н., в прошлом лётчик первого класса,передал музею личный высотно-компенсирующий костюм и герметичный шлем лётчика
В 2017 году председатель Сибирской межрегиональной общественной организации ветеранов ОВД на транспорте полковник милиции в отставке Виктор Иванович Сущенко передал в дар музею детского дома планшет дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Георгия Тимофеевича Берегового. Лётчик-космонавт подарил планшет Виктору Ивановичу при личной встрече в Москве в 1984 году.
Раздел экспозиции музея «Покорители космоса» открывает необходимые возможности для создания положительного эмоционального фона, способствует формированию активной жизненной позиции детей, лишенных попечения родителей.
2.2.«Мы – гагаринцы»
В данной экспозиции собраны фотодокументы, видеоархив, хронологические таблицы, летопись событий, публикации о детском доме в средствах массовой информации, подшивка ежегодной газеты «Гагаринец», воспоминания старейших педагогов, выпускников – это письменные свидетельства истории учреждения. На стенде расположены фотодокументы, раскрывающие основные моменты становления и развития детского дома. При построении этого стенда приняты во внимание важные вехи развития народного образования.
Все материалы этого раздела являются источниками изучения истории детского дома и позволяют рассмотреть стороны жизни и работы со дня его основания до наших дней. Первоисточники помогают воспитанникам ярко, доказательно воссоздать события прошлого, воскресить дела и поступки людей, учат внимательно относиться к памяти прошлого, традициям.
2.3. «Малая Родина»
Здесь расположены краеведческие материалы, собранные воспитанниками детского дома. Значительная часть из них рассказывает об истории родного города: «Канск защищает Ленинград», «Историко-революционные памятники города Канска», «Канск известный и неизвестный. Исторический очерк», «Топонимика Канского района», «Развитие промышленности г. Канска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», «История улицы Московской», «Почётные граждане г. Канска».
Изучая общественные процессы, сравнивая различные события и явления, факты общественной жизни прошлого и настоящего, воспитанники получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного города, края, страны. Таким образом, у детей формируется понимание того, что каждый является продолжателем традиций земляков и несет ответственность за будущее малой и большой Родины.
2.4. «Государственная символика России»
Экскурсию проводит руководитель музея Смирнова Л.Ю.. 2010 год |
Эта экспозиция представлена на отдельном стенде, где расположены важнейшие государственные символы – флаг, герб, государственный гимн, портреты Президента и государственных деятелей. В материалах экспозиции хранятся сувениры и подарки с государственной символикой.
Знакомство с историей государственной символики формирует у воспитанников понимание неповторимости и богатства культурных традиций, которое играет огромную роль в становлении личности ребенка.
2.5. «Подвиг бессмертен»
Название экспозиции созвучно с идеей увековечения подвига воинов и тружеников тыла Красноярского края, вместе со всей страной ковавших Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Экспозиция содержит стенды и витрины. На первом стенде «Герои живут вечно в памяти народной» находятся информация о городе Канске в годы ВОВ 1941-1945 гг., фотографии и текстовые материалы о наших земляках, получивших в годы Великой Отечественной войны высшую степень отличия СССР – звание Героя Советского Союза.
Особое место в данной экспозиции занимают воспоминания о боевом пути, письма ветеранов Великой Отечественной войны, материалы встреч воспитанников с ветеранами 382-й дивизии и 510 полка. Материал был собран в 70-80-ых годах прошлого века группой «Поиск» под руководством, участника ВОВ,старейший педагог детского дома Голубь А.В.. Неоценимое значение для истории Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина имеют воспоминания Алевтины Васильевны, письма, фотографии выпускников. Свой архив она передала музею детского дома. Отдельно в витрине и на стенде представлена информация об этом увлечённом педагоге.
Интересен в витрине лист газеты «Красноярский железнодорожник» от 27 июня 1941 года,который передала в дар музею Голубь А. В.. Актив музея в рамках реализации медиа-проекта создал виртуальную экспозицию «Дневник эпохи», в которойподробно раскрывается историю этого уникального экспоната музея детского дома – газеты «Красноярский железнодорожник».
Далее на втором стенде «Служил Родине солдат» рассказывается о Герое Российской Федерации Боровикове В.В., в витрине находятся его личные вещи.
Музей детского дома неоднократно получал право хранения копий знамён сибирских воинских частей. В результате по итогам реализации исследовательских и информационных проектов экспозиция пополнилась материалами о боевом пути 378-ой Новгородской стрелковой дивизии и 44-ой отдельной стрелковой бригады.
Изучение военной истории вызывает у воспитанников чувство уважения к ветеранам и их боевым подвигам во имя Родины, чувство гордости за историю Красноярского края в Великой Отечественной войне.
- Основные виды деятельности музея
3.1. Цель деятельности музея: формирование у детей и подростков, проживающих в детском доме, патриотического чувства, ценностного отношения к истории детского дома и своей Малой Родины средствами музееведения.
3.2. Направления деятельности:
- Поисково-исследовательская и проектная деятельность по темам космонавтики, истории родного города, края и детского дома.
- Экспозиционно-выставочная работа (обновление и создание экспозиций, выставок и стендов).
- Учет и хранение экспонатов музея: обработка новых поступлений.
- Просветительская работа в форме проведения образовательных экскурсий и встреч, массовых мероприятий для разных категорий слушателей: воспитанников дошкольного отделения, воспитанников младшего, подросткового и старшего возраста, взрослых посетителей.
- Издательская работа в виде статей в социальной сети «Интернет», ежегодной газете детского дома «Гагаринец».
- Создание медиа-продукции с применением информационно-компьютерных технологий.
- Участие в конкурсах, фестивалях разного уровня.
3.3. Поисково-исследовательская и проектная деятельность
Воспитанники детского дома в процессе обеспечения поисково — исследовательской деятельности музея приобретают определенные компетенции. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты, добывать информацию. Юные исследователи посещают Канский городской военный комиссариат, Канский краеведческий музей, городской архив, фонды Канского краеведческого музея. Работают с Интернет-ресурсами и фондами краеведческого отдела библиотеки им. А.П. Чехова города Канска.
Для подростков важно не только собрать поисковый материал, но знать, что далее он будет иметь свое практическое значение и использоваться в музее.
По материалам исследовательских работ оформлены экспозиции, временные и передвижные выставки: «Наш дом – наша вселенная», «Земляки – кавалеры высоких воинских наград», «Служил Родине солдат», «Памятники Канска – символы истории края», «Дневник эпохи», «Творчество А.И. Шербакова, согретое теплом русской избы» и т.д..
Приоритетным направлением в работе музея является проектная деятельность воспитанников. Технология проектной деятельности позволяет организовать на базе музейныхфондов детского дома работу с различными возрастными группами и обозначить пути продвижения каждого ребенка от репродуктивного к творческому труду.
В начале учебного года определяются темы и целиисследовательских, информационных и творческих проектов.За последние годы реализованы следующие проекты:
Александр Л. и Ксения Ч. поздравляютветерана ВОВ Менухова В.Ф |
— Социально-образовательные проекты:«Бабушкам и дедушкам – тепло наших сердец», «Наш дом – наша вселенная», «Служил Родине солдат», «Дети – герои». В рамках реализации проектов воспитанники встречались с поколением военного времени,
педагогами ветеранами, выпускниками, слушали и записывали воспоминания о прожитой жизни, оказывали внимание, проявляли заботу.
— Медиа проекты: Виртуальная экспозиция «Дневник эпохи»,«Почётный гражданин. Кто он?»,«Фронтовые письма – судьба, любовь, надежда…». Виртуальные экспозиции выполнены на языке гипертекстовой разметки НTML, с использованием интерактивной технологии JavaScript, что позволяет организовать структуру WEB-страницы в виде опрос-ответ. Такие проекты расширяют информационное пространство музея детского дома, позволяют посетителям самостоятельно познакомиться с экспонатами музея.
— Информационные и исследовательские проекты:«Щербаков А.И. – певец родной земли», «Канск защищает Ленинградских детей», «Мой любимый край», «Газеты Красноярья: события военного времени – газетной строкой» пополнили информационно-краеведческий раздел экспозиции «Малая Родина».
Учебный год завершается традиционным фестивалем проектов и исследовательских работ, где воспитанники представляют наработанный материал и результаты реализованных проектов. По итогам фестиваля награждаются лучшие проекты в разных номинациях.
3.4. Просветительская и образовательная деятельность музея
При музее учреждения работает «Школа экскурсоводов». Экскурсоводы изучают историю, даты, факты, события, разрабатывают экскурсии по материалам музея. Готовые экскурсии печатаются и проводятся по плану проведения экскурсий.
По экспозициям музея разработано более 15 экскурсий:
— Почетный гражданин. Кто он?
— Мои земляки Герои
— Судьба связистки Али.
— Герои живут вечно в памяти народной
— Самый знаменитый Юрий
— Гагаринский урок
— Государственные символы в нашей жизни
За последнее время активом музея создана медиатека виртуальных и видео-экскурсий, которая позволяет заменять традиционные экскурсии.
Большой интерес воспитанники проявляют к разработке и проведению автобусных и пешеходных экскурсий по городу. Музеем наработан опыт проведения образовательных экскурсий по родному городу: «Памятники Канска – знаки истории края», «Ушедшим на фронт посвящается», «Обзорная экскурсия по городу Канску», «Сосновая роща – памятник природы», «История города в истории одной улицы» и т.д. Такие экскурсии помогают расширить социальное пространство воспитанников детского дома, ещё больше узнать о родном городе и крае.
В течение учебного года воспитанники из числа актива музея на основе материалов информационных и исследовательских проектов готовят сообщения на темы: «Судьба одного педагога»,«Наши выпускники – наша гордость», «Мой любимый край», «Канск защищает Ленинград»,
«Самый знаменитый Юрий!», «Гагарин на берегах Енисея», с которыми выступают на традиционном «Гагаринском круге» (Общее собрание воспитанников детского дома, организуемое два раза в месяц).
3.5. Основные массовые мероприятия
Ежегодно в музее проводятся мероприятия гражданско-патриотической направленности, которые органично вписываются в план деятельности всего учреждения. Уже стали традиционными встречи с ветеранами войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов; с выпускниками, педагогами и другими интересными людьми.
Встреча с Почётным работником общего образования РФ, старшим воспитателем Стольниковой Л.П.. 2016 год |
В рамках реализации долгосрочных социально-образовательных проектов проходят встречи «Уроки жизни», «Уроки Мужества» с представителями общественной организации «Дети войны», подопечными пансионата «Кедр», педагогами и выпускниками детского дома.
Например, в феврале 2016 года был проведён Урок Мужества «О подвиге, о доблести, о славе»посвящённый Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце». На уроке присутствовал Герасимов А.А., старший помощник начальника отделения призыва Военного Комиссариата г. Канска и воспитанники детского дома. Во время мероприятия раскрыли главные вопросы: Помним ли мы своих героев? Есть ли место для подвигов в наше время? И нужны ли сегодня герои и подвиги?Во второй части Урока мужества майор Герасимов А.А. рассказал присутствующим о своем профессиональном пути, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться в период военной службы. Андрей Анатольевич окончил Ачинское авиационно-техническоевоенное училище. После выступления Андрей Анатольевич отвечал на вопросы. Воспитанникам было интересно узнать, каким он был в детстве, страшно ли прыгать с парашюта, как подготовиться к службе в армии.
Встреча с Героем России, лётчиком-космонавтомЛазуткиным А.И.. 26 сентября 2018 года |
В музее отмечаются юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов. Ежегодно в музее детского дома для воспитанников младшего и среднего школьного возраста проводится образовательное событие по теме: «Георгиевская ленточка: помним, гордимся!», посвящённое Дню Героев Отечества. Воспитанники
знакомятся с героическими фактами русской истории и героической летописью Красноярского края, делают и вручают подарки ветеранам ВОВ и труда, проживающим в пансионате «Кедр».
Актив музея ежегодно организует среди воспитанников детского дома творческие конкурсы: чтецов, рисунков и плакатов (в т.ч. компьютерной графики), литературного творчества.
3.6. Сотрудничество музея детского дома
Музей детского дома им. Ю.А. Гагарина установил взаимодействие с государственными учреждениями, общественными организациями. Сотрудники Канского краеведческого музея оказывают помощь в проведении музейных уроков по теоретическим и практическим основам краеведения и музееведения. Работа в научных фондах музея позволяет воспитанникам найти материалы для своих исследований. Канский городской архив неоднократно предоставлял воспитанникам возможность познакомиться с уникальными документами из своих фондов. Профессиональные архивисты проводили экскурсии по архиву.
Работники краеведческого отдела библиотеки им. А.П.Чехова г. Канска организовывали библиотечные уроки, во время которых воспитанники знакомились с различными видами литературы по краеведению.
Музей детского дома тесно сотрудничает с Всероссийской общественной организацией «Дети войны», Сибирской межрегиональной общественной организацией ветеранов ОВД на транспорте.Проводятся совместные праздники-встречи, «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки жизни», во время которых раскрываются основные вопросы: чем была война для Красноярского края, для города Канска? Что делали люди для Победы? Как жили дети во время войны?
После мероприятий многие воспитанники пишут в анкетах, что они любят свою Родину и в наше время смогли бы встать на её защиту.
Презентационная деятельность музея
Музей неоднократно представлял свою деятельность, включающую основные направления: экспозиционное, проектное, исследовательское:
Участники Парада Победы Андрей Г., Елена У., Сергей С., Дарья Х., Александр М.г. Красноярск. 2009 год. |
Музей Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина награжден дипломом за второе место в краевом смотре общественных музеев, посвященному 60-летию победы в Великой Отечественной войне, в номинации «Культурно-массовые мероприятия».
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности, вручение дубликатов переходящих знамён сибирских воинских частей.
Музей детского дома награжден дипломом и получил право на хранение дубликата переходящего знамени 378-й стрелковой дивизии. Воспитанники пронесли знамя на параде воинских частей и государственных образовательных учреждений 9 мая 2009 года на площади Революции г. Красноярска.
– по итогам краевого заочного этапа фестиваля музеев образовательных учреждений школьный музей КГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» получил право на хранение дубликата переходящего знамени 378-й стрелковой дивизии. Воспитанники детского дома пронесли знамя на параде воинских частей и государственных образовательных учреждений 9 мая 2010 года на площади Революции города Красноярска.
– 1 место в номинации «Лучшее мероприятие» в Краевом конкурсе школьных музеев военно-патриотического профиля, посвященный 65-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.
– образовательный проект «Школа юных экскурсоводов» занял 1 место на окружном конкурсе детских проектов в Партизанском детском доме и 1 место на краевом инвестиционном форуме детских образовательных проектов в г. Красноярске.
Владислав С., Олег П. и Анжелика П..2011 год. |
– по итогам заочного этапа краевого фестиваля школьных музеев, общественных организаций, клубов патриотической направленности музей Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина получил право на хранение дубликата переходящего знамени 378-й стрелковой дивизии. Воспитанники пронесли знамя на параде воинских частей и государственных образовательных учреждений 9 мая 2011 года на площади Революции города Красноярска.
– диплом 1 степени краевого фестиваля школьных музеев, общественных организаций, клубов патриотической направленности в номинации «Исследовательские работы по теме: «Связь времён, традиций, поколений».
–2 место в краевом творческом конкурсе электронных проектов и презентаций среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Виртуальная экскурсия по родному краю», представив видеоролик «Сердце города», посвящённый 375-летию города Канска.
2012 год
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности, вручения дубликатов переходящих знамён сибирских воинских частей:
Экскурсоводы Анжелика П., Юрий Т., Владислав С.. 2012 год. |
— Диплом 2 степени в номинации «Презентация деятельности музея, клуба «Хранитель истории Государства Российского».
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности, вручения дубликатов переходящих знамён сибирских воинских частей. Диплом 2 степени в номинации «Виртуальная экскурсия».
–Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности, вручения дубликатов переходящих знамён сибирских воинских частей. Музей детского дома получил право хранения копи Знамени 44-ой отдельной стрелковой бригады.
– Краевой конкурс школьных сайтов «Героическая летопись Красноярского края», посвященных 80-летию образования Красноярского края.
Даниил М., Елена К., Ирина Б., Александр Л.. Краевой фестиваль школьных музеев. |
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности, вручения дубликатов переходящих знамён сибирских воинских частей. Диплом 2 степени в номинации «Виртуальная экскурсия».
2016 год
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности. Диплом 3 степени в номинации «Экскурсионная работа музея, клуба».
Руководитель музея Смирнова Л.Ю. с экскурсоводами (слева направо) Ксения Ч., Елена К., Александр Л., Даниил М..Фестиваль школьных музеев. 2016 год |
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности. Диплом 1 степени в номинации «Деловая игра «Мы музейщики».
Экскурсоводы Алина А., и Николай С.у экспозиции. 2018 год. |
Участие в очном этапе краевого фестиваля школьных музеев, клубов патриотической направленности в номинации «Экскурсионная работа музея, клуба».
Краевой фестиваль школьных музеев, клубов патриотической направленности.
— Музей Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина получил переходящее знамя 374 Любаньской стрелковой дивизии. На параде в честь дня Победы в г. Красноярске наше учреждение представлял воспитанник Валентин Д.
— Диплом 2 степени в номинации «Экскурсия музея, клуба «Моему краю – 85!» получили экскурсоводы Ксения П. и Анастасия Б..
2020 год
Накануне большого праздника 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Канском детском доме им. Ю.А.Гагарина прошло ряд событий. Мы приняли дистанционно участие в конкурсах краевого Фестиваля школьных музеев и патриотических клубов. В номинации «Интервью
с историей» наш видеофильм «Я родом не из детства – из войны» занял первое место. Музей детского дома получил право на хранение дубликата знамени Победы. Отчет о работе музея с данным экспонатом и чествование победителей состоялось в формате видеоконференции, организованной краевым Центром туризма и путешествий. На онлайн — мероприятии присутствовали воспитанники-экскурсоводы музея и педагоги детского дома.
2021 год
3 декабря 2021 года в детском доме прошло торжественное открытие нового интерактивного музея
Оборудовать современные пространства нам помогли друзья и шефы АО «Канская ТЭЦ» в рамках продолжения реализации совместного проекта детского дома с благотворительной организацией «Сибирская генерирующая компания — «Согреваем сердца».
Новый дом обрел музей оснащенный современным оборудованием, которое даёт возможность создавать экспозиции в интернет-пространстве, совершенствовать поисково-исследователькую работу ребят, посещать музеи, где созданы виртуальные экскурсии.