Пилотная площадка

DSC00927

Пилотная площадка – старт в будущее

Трудно ли молодому человеку устроиться в самостоятельной жизни? Нужна ли помощь взрослых опытных людей, неравнодушно относящихся к его судьбе? Заинтересовано ли государство в том, чтобы каждый его член стал успешным в независимой жизни? Думается, что ответы на эти вопросы очевидны.

Позитивный жизненный сценарий воспитанников… Не это ли цель работы педагогов любого детского дома, да и общества в целом? Как помочь несовершеннолетнему ребенку, оставшемуся без попечения родителей, приобрести социально и личностно необходимые компетенции, выбрать профессию, определиться с жизненной траекторией, поставить правильную, достижимую цель? Решению этих вопросов подчинена деятельность КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина». На протяжении многих лет детский дом в основе  своей деятельности использует технологию сопровождения. В 2015 году в связи с вступлением в законную силу Постановления правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»,  Концепции постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Красноярского края,  педагогическим коллективом учреждения был разработан проект «Вектор успеха», направленный на подготовку к выпуску из организации и успешную адаптацию в обществе после выпуска воспитанников. В основе данного проекта – постинтернатное сопровождение, которое осуществляется, в том числе и в рамках пилотной площадки, участниками которой стали КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гага ина» и КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства».

Пилотная площадка — это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий. 

Для организации деятельности площадки была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации и педагогические работники обоих учреждений, члены Попечительского совета, работодатели, предоставляющие рабочие места для прохождения производственной практики во время обучения в техникуме и трудоустройства.

На первом же собрании рабочей группы были определены цели, задачи деятельности пилотной площадки, разработан проект Положения о пилотной площадке по постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дорожная карта.

Целью взаимодействия детского дома и техникума определили интеграцию профессионально-общественного партнерства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления профессиональной ориентации, прохождения профессиональных проб, профессионального обучения, социально-бытовой адаптации, организации наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников.

            Среди задач пилотной площадки были выделены: организация межведомственного взаимодействия детского дома, техникума, работодателей, создание банка предприятий-партнеров; разработка и внедрение программ, проектов, моделей системы психолого-педагогического постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на создание условий для развития и становления личности, стремления и умения «жить здесь и теперь», «жить рядом с другими»; профессиональное ориентирование, организация профессиональных проб, профессионального обучения, учебной, производственной практик в рамках договоров о целевой подготовке на предприятиях-партнерах; социально-профессиональная адаптация в период обучения в техникуме; помощь в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте, выстраивании карьеры, мониторинг закрепляемости.

DSC01141

Выпускники детского дома имеют разные стартовые возможности, которые мы определяем с помощью методики «Оценка ресурсов и рисков». Дифференцированный подход к организации постинтернатного сопровождения позволил определить стратегии деятельности: поддерживающее сопровождение выпускников с успешным жизненным сценарием; углубленное сопровождение выпускников с высоким риском социальной дезадаптации; экстренное сопровождение выпускников в трудной жизненной ситуации. Для каждой целевой группы выстроен свой алгоритм сопровождения.

За время деятельности службы постинтернатного сопровождения накоплен определенный опыт организации становления воспитанников в период подготовки к выпуску и после выпуска из детского дома. Так, формирование социально значимых компетенций проходит по программе «Воскресный социальный проект». Для осуществления профессионального ориентирования разработана программа «Я и моя профессия». Формированию культуры ответственного отношения к гендерной принадлежности, семье, материнству, отцовству посвящена программа «Я — семья». Выпускникам предоставлена возможность проживания в двух учебных социальных квартирах (программа «Дом, в котором я живу»). Третий год осуществляется сопровождение призывников, военнослужащих срочной службы, оставшихся для продолжения службы по контракту и обучающихся в военных училищах (программа «Я служу России»).

В планах создание и обслуживание на сайтах детского дома и техникума «Странички выпускника», в стадии разработки находится информационная система банка данных выпускников, программа «Добрая воля» по привлечению волонтеров, наставников, попечителей.

В новом формате проходит интенсивная школа для выпускников детских домов Восточного округа Красноярского края «Взлетная полоса», в работе которой непосредственное участие принимают педагоги техникума, организуя профессиональные пробы в учебных мастерских и лабораториях. С 2017-2018 учебного года школа начнет работать в круглогодичном режиме.

IMG_0052

В настоящее время в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» обучаются 17 выпускников детского дома по пяти рабочим профессиям. Из них 15 занимаются в группах для детей с ОВЗ. В 2018 году получают документ об образовании 15 человек. Уже сейчас активно ведется совместная целенаправленная работа по заключению целевых договоров об их трудоустройстве. В этом году КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» стал инициатором заключения четырехстороннего соглашения о намерениях между администрацией детского дома, техникума, работодателем и выпускником, поступившим на 1 курс профессиональной образовательной организации. Документ определяет меру ответственности всех субъектов по постинтернатному сопровождению, наставничеству, организации практики и дальнейшему трудоустройству ребенка-сироты, который сам занимает в этом процессе активную позицию.