Директора

История школы-интерната (ныне детского дома) богата интересными событиями, знаменательными датами, социально значимыми делами, успехами и достижениями. Многие инициативы педагогов и директоров в процессе развития учреждения превратились в добрые традиции. Ежедневным трудом каждый из них вносил свой положительный вклад в работу школы-интерната, обучил и воспитал много поколений гагаринцев, которые проявили свои знания и способности в разных сферах профессиональной деятельности.  В разные периоды становления и развития учреждения им руководили директора:

  1. Прохорчук Александр Евдокимович (1956-1959 гг.)
  2. Стригин Михаил Филиппович (1959-1962 гг.)
  3. Ким Арион Григорьевич (1962-1971 гг.), (1976-1982 гг.)
  4. Стекольщиков Павел Петрович (1971-1976 гг.)
  5. Гусаров Иван Андреевич (1982-1985 гг.)
  6. Никандрова Елена Тимофеевна (1985-1987 гг.)
  7. Горохова Тамара Дмитриевна (1987-1989 гг.)
  8. Ярулов Александр Анатольевич (1989-1996 гг.)
  9. С ноября 1996 года учреждение возглавляет Андрей Геннадьевич Свириденко, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный педагог Красноярского края, депутат городского Совета.

Прохорчук Александр Евдокимович
(годы руководства 1956-1959 гг.)

Первый директор школы-интерната, выпускник физико-математического факультета Красноярского педагогического института, участник Великой Отечественной Войны.

Именно на его долю пришлось становление нового школьного учреждения. Приём детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обустройство быта первых воспитанников, подбор педагогических кадров.

Первый учебный год (1956-1957гг.) начинался в единственном здании школы, в котором совместились не только учебные классы, но и спальные комнаты. В тот период времени не было столовой и подсобных помещений.

Первые годы становления школы-интерната были связаны с определенными трудностями, которые приходилось преодолевать педагогам и воспитанникам школы вместе с Александром Евдокимовичем. Благодаря его организаторскому таланту и душевным качествам, взрослые и дети школы-интерната сплотились в дружный коллектив, которому по плечу было решение многих важных задач.

Стригин Михаил Филиппович
(годы руководства 1959-1962гг.)

Михаил Филиппович Стригин родился в 1928 году в крестьянской семье, в п. Емельяново, был четвертым ребенком в семье. В 1946 году окончил среднюю школу. Затем была учеба на биолого-географическом факультете КГПИ и распределение в школу Канского района. В Чечеульской школе стал завучем, затем назначен директором Комаровской средней школы. В 1954 году его избрали секретарём Канского райкома комсомола. За пять лет работы в райкоме приобрёл опыт организатора, координатора. В 1959 году Стригин М.Ф. получил назначение на должность директора Канской школы-интерната. Михаил Филиппович продолжил начинания первого директора А.Е. Прохорчука. Молодой и энергичный педагог пришёлся по душе воспитанникам. В годы его директорства жизнь в учреждении была интересной, многообразной и насыщенной разными событиями: началась переписка с космонавтами из «Звездного городка», а с 1962 года школа-интернат стала носить имя первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

Постепенно укреплялась материально-техническая база школы: гагаринцы получили новое здание спального корпуса, была построена школьная столовая.

В 1962 году в самостоятельную жизнь вышли первые выпускники школы-интерната имени Ю.А. Гагарина, которые считают Михаила Филипповича своим «крёстным» отцом. В памяти школьных выпускников 1962-1964 гг.  Михаил Филиппович остался энергичным, справедливым и добрым человеком. После 1962 года Стригин М.Ф. работал в Красноярске директором средней школы №86, которая впоследствии была названа его именем. За большие заслуги в деле народного образования он награжден медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»; Значком «Отличник народного просвещения»; Орденом «Знак почета»; присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Ким Арион Григорьевич
(годы руководства 1962-1971 и 1976-1982)

Арион Григорьевич родился 21 июля 1926 года в селе Крабы Хасанского района Приморского края. Вся его трудовая и общественная жизнь проходила в Красноярском крае. С января 1946 года, после демобилизации из трудовой Армии, он начал работать учителем в Александрийской средней школе Боготольского района. Работал и заочно учился в Красноярском педагогическом институте, который окончил в 1953 году.

С 1948 по 1962 год был последовательно директором нескольких школ этого района. Учитывая его организаторские способности и деловые качества, Минпрос РСФСР в 1962 году назначил Кима Ариона Григорьевича директором Канской школы-интерната им. Ю.А. Гагарина.

Перед коллективом была поставлена задача – создать в школе-интернате условия для всестороннего развития личности учащихся. В основу воспитательного процесса положены труды великого педагога Макаренко. Арион Григорьевич старался привить коллективу идею построения школы-интерната нового типа, в котором дети будут не только жить и учиться, но готовиться к самостоятельной жизни в обществе. Учителя и воспитатели разрабатывали программы по трудовому, нравственному, военно-патриотическому и эстетическому воспитанию. Учебно-воспитательный процесс рассматривался как один из основных факторов развития ребенка.

С приходом Ариона Григорьевича школа-интернат поднялась на качественно новую ступень развития. В течение девяти лет создан настоящий педагогический комплекс со всей необходимой для нормальной жизнедеятельности детей и взрослых инфраструктурой, большим подсобным хозяйством и летней базой отдыха. Для воспитанников были построены новое здания столовой на 300 мест, складские помещения, овощехранилище, тёплые переходы, соединяющие спальный корпус и школу. Введён в строй спортивный зал.

Канская школа-интернат стала самой крупной в Красноярском крае. В ней обучалось и воспитывалось более 750 детей.

Спорт, турпоходы, художественная самодеятельность делали жизнь гагаринцев разносторонней и интересной. В 1966 году в школе-интернате стал создаваться краеведческий музей. Для сбора материалов в музей развернулась большая поисковая работа по разным направлениям, увлекшая большинство воспитанников начальной школы. Благодаря стараниям Ариона Григорьевича, уже с 1962 года были заложены традиции: переписка с космонавтами, празднование Дня космонавтики. В лице космонавтов — героев своего времени, он видел образец подражания для молодого поколения. Арион Григорьевич поддерживал переписку с космонавтами «Звездного городка» до самого своего ухода из жизни в 2003 году.

В 1970 году школа-интернат решением Крайисполкома Красноярского края занесена в «Книгу Трудовой славы», а Ариону Григорьевичу было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Более 15 лет Арион Григорьевич руководил Отделом народного образования города Канска. За эти годы он воспитал немало организаторов школьного дела, всегда умел вселить у подопечных уверенность в своих силах, увидеть ростки нового, помочь их развить.

В последние годы своей жизни Арион Григорьевич руководил школьным музеем. Тогда же написал несколько книг: «Записки директора школы», «Годы испытаний», «Суровая молодость наша». Его книги – воспоминания о прожитой нелегкой жизни, о судьбах учеников, товарищей, друзей, о драматических событиях минувшего десятилетия. Его книги – это откровение гражданина, учителя, патриота, горячо любившего свою землю и верящего в ее светлое будущее. Они учат мужеству, доброте, порядочности. В 2006 году опубликована книга об Арионе Григорьевиче «Слово об Учителе». В ней помещены воспоминания, отзывы, письма его коллег, товарищей, друзей, учеников и родственников. Составителем книги является его супруга Алевтина Давыдовна Ким.

Общество по достоинству оценило вклад Ариона Григорьевича в развитие народного образования города и края. За свои заслуги он был удостоен званий «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный педагог Красноярского края», «Отличник народного просвещения СССР», «Почетный гражданин г. Канска». По инициативе детского и педагогического коллектива, в память о бывшем директоре на стену здания школы-интерната была установлена мемориальная доска.

Стекольщиков Павел Петрович
(годы руководства 1971-1976)

Павел Петрович Стекольщиков родился 7 января 1929 года в поселке Иранске Кировской области. После окончания в 1952 году педагогического института в городе Йошкар-Ола Марийской АССР был направлен на работу в город Канск. Молодого педагога приняли на работу в школу №4 учителем химии и биологии. Шесть лет Павел Петрович преподавал в этой школе, был классным руководителем. По воспоминаниям Галины Валентиновны Купцовой – воспитателя начальной школы, которая училась в это время: «Павел Петрович очень любил природу, и наш класс на каникулах постоянно водил в походы. Мы ездили на берег Кана, на озера Улюколь и Маслеево. Павел Петрович увлекался рыбалкой и нас научил удить рыбу, солить ее, вялить, варить уху. Знал много песен, хорошо пел и играл на гитаре. Павел Петрович старался подружить нас, сплотить в единый коллектив. Учил переживать и радоваться успехам товарищей, помогать друг другу в беде. Прошло много лет со дня нашего выпуска, но встречаемся и дружим, как прежде. В этом огромная заслуга нашего классного руководителя Павла Петровича. Мы всегда благодарны ему за науку. Мне было приятно узнать, что Павел Петрович несколько лет работал директором в нашей школе-интернате».

Молодого педагога уважали в коллективе за организаторские способности и деловые качества. В 1968 году Павел Петрович назначен директором школы № 2. Эти первые годы руководства школой были годами профессионального роста и становления опыта управленческой работы. По рекомендации Кима Ариона Григорьевича, который получил новое назначение – заведующего ГОРОНО, директором Канской школы-интерната стал Стекольщиков Павел Петрович. Должность директора школы-интерната была намного сложнее и ответственней, чем в обычной школе. Большой коллектив педагогов, персонала, детей, обеспечение нормальной жизнедеятельности учреждения – все это требовало постоянного внимания, умения настроить коллектив на творческую работу, ответственности в решении текущих вопросов. Многому приходилось учиться заново, не всегда удавалось вовремя справляться с проблемами. Тем не менее, Павел Петрович старался поддержать, достигнутый при Киме Арионе Григорьевиче, статус лучшей школы-интерната на прежнем уровне. Приходилось искать новые формы воспитательной работы, которые заинтересовали бы старшеклассников. Развитие получила игра «Зарница», началась работа по поиску участникам Великой Отечественной войны, профориентация выпускников.

В краевом соревновании за подготовку школы к учебному году школа-интернат заняла первое место.

До выхода на пенсию работал директором школы № 75 города Красноярска. В памяти остались годы непростой работы в школе-интернате, коллеги и воспитанники.

Павел Петрович Стекольщиков имеет множество грамот, дипломов, награжден медалью «За доблестный труд» за достигнутые успехи в деле воспитания подрастающего поколения.

Ярулов Александр Анатольевич
(годы руководства 1989-1996)

Александр Анатольевич Ярулов родился 14 ноября 1952 года в Канске. Оставшись без отца и матери, Александр с 5-го класса учился и воспитывался в Канской школе-интернате имени Ю.А.Гагарина. После окончания школы год проработал здесь же старшим пионервожатым, затем поступил учиться на исторический факультет Красноярского педагогического института. С третьего курса перевелся на заочное отделение и работал в городском Доме пионеров, а после окончания института – учителем истории в школе №17. Затем работал в системе учреждений культуры и около трех лет – заместителем председателя исполкома Канского городского совета. За это время Александр Анатольевич, приобрел достаточный производственный и жизненный опыт, известность и уважение в руководящих органах города и края. Это и определило дальнейший выбор профессиональной деятельности.

С ноября 1989 года Ярулов А.А. был назначен директором Канской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Александр Анатольевич взялся за выполнение обязанностей директора с большой ответственностью, постепенно вырабатывая свой стиль руководства.

В короткие сроки удалось оборудовать большинство учебных кабинетов необходимой техникой и пособиями. Некоторые из них по своему оформлению были признаны лучшими в городе. В школе появилось собственное ежегодное печатное издание – газета «Гагаринец», создана школьная телестудия.

Благодаря настойчивости молодого директора, городские власти передали на баланс учреждения летний лагерь «Березка». После небольшой реконструкции и ремонта воспитанники смогли отдыхать в собственном летнем оздоровительном лагере «Гагаринец».

Александр Анатольевич был инициатором участия наших воспитанников во Всероссийском симпозиуме молодежи в Москве, в международной экспедиции по Енисею, в лагере отдыха «Орленок» на берегу Черного моря, в лагере отдыха «Океан» на Дальнем Востоке и т.д.

Пятерым воспитанникам удалось побывать на летних каникулах в США. Наташа Я., Александр С., Виталий П., Лана Ш., Людмила К. гостили в США в американских семьях штата Гавайи и в Калифорнии. Целый месяц ребята провели на побережье Тихого океана.

Ярулов А.А. разработал и внедрил в образовательный процесс школы индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО). Система прошла экспертную оценку специалистов Главного управления реабилитационной службы и специального образования Министерства образования РФ и рекомендована для практического использования в работе Дома детства. Позднее, опыт использования ИОСО распространен в другие образовательные учреждения края. Ярулов А. А. один из авторов создания комплексной программы воспитания «Ориентир», призванной служить всестороннему развитию личности ребенка, его успешной социально-трудовой адаптации в самостоятельной жизни.

Успешная творческая работа коллектива школы-интерната под руководством   А. А.  Ярулова в 1994 году была отмечена Грантом Международного Фонда Джорджа  Сороса. В 1995 году Дом детства стал Восточно-Сибирским филиалом Института развития личности РАО. Под руководством члена Академии образования, доктора психологических наук, директора Института развития личности, профессора Мухиной В. С., в Дом детства дважды в год приезжала группа ученых, которые проводили обучающие семинары, тренинги, консультационные беседы с педагогами и воспитанниками.

В 1996 году Ярулов А.А. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома». В 2008 году защитил докторскую диссертацию по теме «Интегративное управление формированием среды образования в школе». Награжден почетными грамотами МО России, администрации Красноярского края и знаком «Отличник народного просвещения» (1994). В настоящее время работает в МГПУ (г. Москва).

С ноября 1996 года учреждение возглавляет

Свириденко  Андрей Геннадьевич

Свириденко Андрей Геннадьевич родился 5 декабря 1964 года в городе Уштобе Алма-Атинской области Казахской ССР. С 1965 года семья переехала в Сибирь, в город Нижнеудинск. В 1987 году он с отличием окончил исторический факультет Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова и по распределению попал в г. Канск. Ким А.Г., работавший заведующим ГорОНО, направил молодого учителя истории и обществознания в среднюю школу №5. Через год работы его назначили директором этой школы. С этого момента началась его карьера в качестве руководителя общеобразовательного учреждения. С 1991 года Андрей Геннадьевич работает в Канской школе-интернате им. Ю.А. Гагарина, сначала, в должности заместителя директора по организационно-педагогической работе и учителем истории, а с ноября 1996 года является её директором. Под руководством А.Г. Свириденко команда детского дома продолжает традиции, заложенные прошлыми поколениями гагаринцев, бережно относится к истории учреждения. В 2003 году была организована встреча с летчиком-космонавтом, дважды героем СССР В.В. Коваленком. В 2005 году впервые в истории школы-интерната воспитанники побывали на космодроме «Байконур» и наблюдали запуск космического корабля. Продолжается переписка с космонавтами, проводится ежегодный «Гагаринский фестиваль», работает Музей детского дома. Деятельность Андрея Геннадьевича характеризуется умением акцентировать внимание на значимых проблемах жизнедеятельности образовательного учреждения. Коллективом детского дома создаются условия для комфортного проживания и полноценного развития воспитанников. За последние годы проведена реконструкция столовой, переоборудованы медпункт, душевые и туалетные комнаты, открыта парикмахерская, создана необходимая инфраструктура в оздоровительном лагере «Гагаринец». Благодаря попечительскому совету и нашим партнерам — Канской ТЭЦ и Сбербанку России, ,  совершенствуется материальная база учреждения. Например, оборудованы компьютерный класс, спортивный тир, открыты Интернет-кафе, Арт-студия, кабинет прикладных умений «Вкусные истории»,швейная мастерская «Азбука рукоделия» и столярная мастерская «Город мастеров», медиацентр,оборудован новый музей, приобретён автотранспорт, спортивный инвентарь и многое другое. Неотъемлемой частью личных качеств директора является внимание к решению вопросов социальной защиты, реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к современным условиям жизни. С 2013 года проводится интенсивная школа «Взлётная полоса» для выпускников детского дома, целью которой является содействие профессиональному и личностному самоопределению старших воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни, обмен опытом специалистов детских домов по организации постинтернатного сопровождения воспитанников. Для формирования у выпускников компетенций независимой жизни в детском доме созданы две учебные социальные квартиры, в которых старшеклассникам предоставляется возможность пожить самостоятельно.  В целях обеспечения реализации права ребенка на проживание и воспитание в семье, в учреждении создан и действует Центр по устройству детей в семью. Его специалисты занимаются устройством ребенка на семейное воспитание, обеспечивают психолого-педагогическое, медицинское, социальное и правовое сопровождение детей, координируют деятельность подразделений детского дома по подготовке воспитанников к проживанию в замещающей семье. Особое внимание Андрей Геннадьевич уделяет организации в учреждении системы оздоровительно-профилактической работы, направленной на формирование отношения ребёнка к собственному здоровью как к приоритетной ценности. В детском доме создана доступная оздоровительная среда: оборудован спортзал, тир, хоккейная коробка, тренажерный и фитнес залы, где дети имеют возможность совершенствовать свои физические данные, укреплять здоровье, участвовать в соревнованиях и спартакиадах разного уровня. Команда футболистов детского дома неоднократно принимала участие в матчах Всероссийских соревнований по мини-футболу «Будущее зависит от тебя».  Юные футболисты уже дважды в 2015 и 2016 году стали победителями и получили традиционный приз — поездку в Лондон, в гости к футбольному клубу «Арсенал». С 2008 года Канский детский дом является организатором краевой зимней Спартакиады среди воспитанников детских домов. Учреждение неоднократно отмечалось дипломами и ценными призами Министерства спорта, туризма и молодежной политики за участие в краевом конкурсе на лучшую постановку спортивно-оздоровительной работы. Особое место занимает диплом, подписанный министром спорта Российской Федерации Мутко Валерием Леонтьевичем. Педагогический коллектив детского дома под руководством директора Свириденко А.Г. постоянно находится в поиске инновационных методов, форм и технологий по усовершенствованию образовательной практики учреждения, направленных на решение основных проблем в развитии воспитанников. Результаты профессиональной деятельности администрация и педагоги ежегодно представляют на краевом форуме педагогических и управленческих практик, принимают участие в Международных научно-практических конференциях и Всероссийских семинарах. Одной из инновационных образовательных технологий в работе администрации и педагогов детского дома является социально-педагогическое проектирование. Учреждение имеет опыт участия в грантовых проектах, реализация которых становится традицией и одним из важных направлений деятельности учреждения, это федеральные грантовые проекты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: «Детский дом – территория без насилия» и «Отцовская забота – серьезная работа», результаты которых директор детского дома Свириденко А.Г. представил на Втором Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Сыктывкаре. В 2005 году Свириденко А. Г.  успешно защитил диссертационное исследование на тему «Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот», имеет ученое звание – кандидат педагогических наук. А. Г. Свириденко является автором брошюры «Методические рекомендации персоналу учреждения внесемейного воспитания и гражданам, решившим взять ребенка в семью». За творческий труд и высокую результативность работы учреждения Свириденко А.Г. награжден Почетной Грамотой министерства общего и профессионального образования РФ, Почетной Грамотой Законодательного собрания Красноярского края. В 2003 году ему присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». С 2006 года является Председателем итоговой аттестационной комиссии на факультете «Педагогика и психология детства» КГУ имени В. П. Астафьева. В 2010 году Андрей Геннадьевич был избран депутатом Канского городского Совета четвёртого созыва. В 2015 и 2020 году он вновь избран депутатом Канского городского Совета. В 2011 году  Свириденко А.Г. получил почетное  краевое  звание  «Заслуженный педагог Красноярского края». В 2014 году ему вручены  благодарственные письма Губернатора Красноярского края  и Законодательного Собрания Красноярского края, в 2016 году  Почетная грамота Губернатора Красноярского края,в 2019 году Почетный знак « 85 лет Красноярскому краю».