Проектная деятельность

2019 год. «Живем по-настоящему!». Результаты межрегионального проекта

1 тренинг проекта «Живем по-настоящему!»

2018 год  

«Вектор успеха». Постинтернатное сопровождение выпускника детского дома». Участие в инициативе Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка по составлению ежегодного рейтинга лучших практик регионов «Вектор — «Детство 2018»

Межрегиональный проект  «ЖИВЕМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ» (АНО «Новые технологии развития»), который направлен на подготовку выпускников к будущей самостоятельной жизни через социальное проектирование. В рамках сотрудничества с данной организацией разработан и готов к реализации проект «Master skills» — Чемпионат мастеровых умений («Сhampionship of master skills») воспитанников детских домов восточного округа Красноярского края в номинации «От увлечения — к профессии».

2017 год

Краевой проект «Вектор успеха»  (в рамках реализации Концепции постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае)

Цель проекта — организация деятельности пилотной площадки (детский дом — техникум) по созданию модели профессионально-общественного партнерства в интересах выпускника детского дома

Сроки и этапы реализации:

  1. Проектировочный этап: апрель-сентябрь 2017г.
  2. Организационно — деятельностный этап: сентябрь 2017г. — сентябрь 2018г.
  3. Аналитико-рефлексивный этап: октябрь-декабрь 2018г.

Основные мероприятия:

-Стартовая оценка жизненных навыков выпускника.

— Круглый стол «Рынок труда муниципалитета и возможность встраивания в него выпускников техникума КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства».

— Переговорная постоянно действующая площадка по вопросам подготовки кадров (разработка программы ранней профессионализации; наставничество; стажировочные площадки; практика и т.д.).

— Перевод окружной интенсивной школы «Взлетная полоса» в круглогодичный режим.

— Слет наставников.

— Освоение технологий тьюторства в рамках пилотной площадки.

— Конкурс трудовых умений. Самопрезентация старших воспитанников детского дома и обучающихся в техникуме перед работодателями.

— Дискуссионная площадка «Допрофессиональная  подготовка в системе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома» (анализ рисков и успешных практик, промежуточные итоги, новые ресурсы и др.).

Ключевые участники: выпускники, волонтеры, наставники, попечители, тьюторы, управленческая команда детского дома, управленческая команда КТОТ и СХ, администрация г. Канска и Канского района, КГКУ «Центр занятости населения г. Канска», Союз предпринимателей, работодатели.

Показатели эффективности:

  1. 100% охват детей детского дома программой ранней профессионализации
  2. Не менее 30% воспитанников имеют наставников.
  3. Заключение не менее 50% договоров с работодателями о намерении трудоустройства выпускников.

«Фишки» проекта:

Профессионально-общественная сеть (Детский дом – волонтеры-наставники-попечители-техникум-тьюторы-работодатели).

Школа наставничества (детский дом) и тьюторства (техникум) в режиме практического погружения.

Движение «Успешный выпускник – наставник для ребенка детского дома».

Опыт работы по волонтерскому движению: «Студенческий педагогический дуэт», «Воскресный папа», «Субботний дедушка», «Серебряное волонтерство».

2013 — 2014 гг.

«Отцовская забота — серьезная работа» (проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)

В рамках реализации проекта деятельность была направлена на достижение цели – разработка и реализация программы мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях.

В течение отчетного срока решались следующие задачи:

— выявить целостную картину мужского воспитания в детском доме, изучив особенности педагогической деятельности мужчин в детских домах Восточного округа и их роль в подготовке воспитанников к проживанию в семье и к дальнейшей независимой жизни;

— привлечь мужчин-волонтеров к образовательной и досуговой деятельности в детском доме по организации клубов мальчишеских интересов, полные семьи к профессиональной замещающей заботе через патронатное воспитание;

— организовать воспитательную работу в детском доме по формированию адекватных полоролевых представлений и гендерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— разработать методологическое обоснование, содержательное и процессуальное обеспечение работы по осуществлению мужского воспитания для сотрудников детских домов и патронатных воспитателей Восточного округа Красноярского края;

— осуществить анализ деятельности детского дома по организации мужского воспитания, обобщить полученный опыт и распространить его в учреждения внесемейного воспитания на территории Восточного округа Красноярского края.

За отчетный период по проекту было проведено 178 мероприятий, в которых было задействовано 150 детей, 25 замещающих семей, 115 педагогов, 50 волонтеров. Методологическая и содержательная деятельность группы позволила разработать программу мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях. К реализации проекта были привлечены сотрудники 7–ми детских домов Восточного округа Красноярского края. Опосредованно в реализацию программы были включены 310 воспитанников из данных учреждений.

Структура программы мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях была выстроена по четырем направлениям: «Диагностика гендерных аспектов воспитания», «Воспитательная работа по формированию позитивной половой идентичности у воспитанников детского дома», «Полоролевая социализация в замещающей семье», «Повышение профессиональной компетентности педагогов по гендерному воспитанию детей».

Для исследования особенностей гендерного развития воспитанников был осуществлен подбор диагностического инструментария, сформирован кейс диагностических методик, проведено исследование гендерных представлений воспитанников, составлена карта оценки гендерной ситуации в детском доме. Итоговая диагностика свидетельствовала о позитивных динамических изменениях в сфере гендерного развития детей. Значительно вырос процент воспитанников, демонстрирующих адекватные представления о феминных — маскулинных качествах, у большинства из них появились четкие ориентации на модели мужского и женского поведения. Большое внимание воспитанники мужского пола стали уделять своему внешнему виду и физическому развитию. Выросла популярность тренажерного зала, спортивных секций бодибилдинга и пауэрлифтинга. Мальчики стали более осознанно выбирать «мужские» профессии. В исследованиях воспитанники более полно демонстрировали свой гендерный образ, умели простраивать свои жизненные и профессиональные планы в соответствии со своим физиологическим полом, проще вступали в общение с противоположный полом.

На основе результатов диагностической работы была разработана развивающая программа по формированию адекватных полоролевых представлений и отношений в среде детей. Используемые методы и технологии позволили обеспечить изменения в представлениях и установках детей и стали основой для формирования адекватных поведенческих моделей. Для обратной связи использовались проективные рисуночные методики, которые позволили увидеть положительную динамику в полоролевом развитии детей.

Гендерная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась также через создание специальной среды. Жизненное пространство детей было обогащено местами, приближенными к домашней обстановке. Местами для обогащения гендерно — значимого опыта стали специально организованные 16 площадок мальчишеских и девичьих интересов, где воспитанники получали опыт включения в различные виды деятельности, являющиеся в обществе типично мужскими и женскими: «Юный полицейский», «Юный водитель», «Юный рыбак», «Девичьи секреты», «Афродита», «Меткий стрелок», «Железнодорожное моделирование», «Юные защитники», «Брейк-данс».

Интенсивной площадкой по освоению жизненного опыта стала социальная квартира, как зона гендерной социализации, где созданы условия для освоения домашних умений. Она являлась местом отработки социальных проб, способствовала освоению мужских и женских ролей в бытовой, учебной, трудовой сферах жизни. Проживая в квартире, воспитанникам предоставлялась возможность самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность. Социальная квартира являлась способом организации личного пространства ребенка, способом освоения элементарных гендерных навыков и умений.

С целью обогащения детского опыта взаимодействия со взрослыми мужского и женского пола были реализованы акции: «Студенческий педагогический дуэт», «Воскресный папа» и «Субботний дедушка».

Важное место в реализации проекта было определено направлению «Полоролевая социализация в замещающей семье». Социальная промоакция «Такая вот серьезная работа – согреть детей родительской заботой» была направлена на информирование населения о семейных формах устройства детей-сирот, привлечение кандидатов в замещающие родители. Для сплочения новых замещающих семей специалисты детского дома в летнее время провели 9 праздников в семьях в рамках реализации программы «Организация досуга для замещающей семьи». Проведение праздников в домашней обстановке способствовало укреплению внутрисемейных отношений, создавало доброжелательную атмосферу, способствующую ориентации ребенка на положительные поступки и действия, помогало формировать положительные установки во взаимоотношениях «родитель – ребёнок».

За период реализации проекта было проведено 2 летние туристические школы замещающих семей, целью которых было создание условий для взаимодействия патронатных воспитателей, замещающих родителей из разных территорий Восточного округа для совместного преодоления трудностей в поведении ребенка, выработки адекватной гендерной модели поведения, соответствующей особенностям и потребностям ребенка, проживающего в семье.

Такая системная работа дала соответствующие результаты: по итогам реализации проекта 48 воспитанников были оформлены на семейные формы (для сравнения: в 2011 году — 8 детей, в 2012 году – 13 воспитанников.) За 2013 год 22 воспитанника посещали патронатные и временные семьи. Таким образом, семейными формами было охвачено более 30% от общего количества детей, воспитывающихся в детском доме. В динамике: на конец второго отчетного периода этот показатель равнялся 19 %, на конец третьего — 25%.

Для повышения профессионализации педагогов и патронатных воспитателей было проведено ряд обучающих семинаров, таких как «Психология отцовства в замещающей семье», «Технологии формирования правильной половой идентификации у детей в условиях детского дома», «Компетенции воспитателя для подготовки ребенка к проживанию в семье».

По итогам реализации проекта «Отцовская забота — серьезная работа» была организована и проведена научно-практическая конференция, на которой в течение двух дней был сделан анализ и обобщение деятельности Канского детского дома по теме проекта и представлен опыт работы детских домов Восточного округа по формированию гендерной социализации воспитанников, определены эффекты реализации проекта.

Все мероприятия проекта выполнены на достаточно высоком уровне, определены основные направления программы по организации мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях, апробированы основные формы работы с воспитанниками и семьями, сделан анализ результатов внедрения программы, обобщен полученный опыт деятельности детских домов Восточного округа по гендерной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сформирован комплект методических материалов по использованию новых методик и технологий, внедренных в ходе проектной деятельности. Осуществлена подготовка и издание методического пособия «Организация мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях» и буклет «Программа деятельности по организация мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях» по технологиям, применяемым в проекте.

В результате проведенных мероприятий наблюдалось проявление интереса детей и сотрудников детского дома, а также общественности к тематике проекта как к актуальной социальной проблеме. В поведении воспитанников появились элементы осваиваемых в ходе мероприятий форм поведения, наметилась тенденция к улучшению гендерных отношений между детьми-сиротами. 34 выпускника детского дома успешно прошли социальную аттестацию, имея опыт проживания в учебной социальной квартире и практикуясь в кабинете домашних умений, все воспитанники осуществили профессиональное самоопределение. В детском доме увеличилось количество партнеров, позиционеров, у воспитанников появились наставники-волонтеры, cоциально — значимые для них. Активизировалась деятельность Попечительского Совета по оказанию благотворительной помощи. Детьми приняты социально одобряемые образцы мужского поведения. До 30% воспитанников были определены на семейные формы устройства, в том числе и воспитанники подросткового возраста, которые ранее были невостребованы замещающими родителями.

Педагоги детского дома приняли участие в работе Международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» в г. Казани, по итогам которой 3 статьи опубликованы в сборнике материалов конференции. Директор детского дома, кандидат педагогических наук, принял участие во Втором Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Сыктывкаре и выступил на одной из секций с темой «Социально-педагогические эффекты проектной деятельности», где представил результаты реализации 2-х грантовых проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2011год

«Тепло отцовских сердец»  (Краевой грант по программе «Социальное партнерство во имя развития»)

В проекте были определены следующие задачи:

1. Апробирование модели мужского воспитания в детском доме и в замещающих семьях.

2. Привлечение группы волонтёров из числа успешных мужчин к шефской деятельности, наставничеству в детском доме.

3. Создать мужской клуб в детском доме.

4. Презентовать деятельность созданного клуба для заинтересованных учреждений и организаций Восточного округа Красноярского края.

Перед началом реализации проекта организован общий сбор 9 команд детских домов Восточного округа и проведен семинар по разработке модели мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях и анализу ресурсов для реализации проекта. На семинаре сотрудники Канского детского дома, представители детских домов Восточного округа были ознакомлены с замыслом и содержанием проекта, произошло определение и согласование основных направлений работы над проектом, и ожидаемые результаты. Посредством групповой аналитической деятельности был выявлен гендерный ресурс учреждений и определен круг партнеров. Произведена разработка алгоритма деятельности проектных групп. В семинаре участвовало 89 человек, из них 13 педагогов-мужчин, что составило 15% от общего количества участников. Один из них написал плакат: «Верните мужчин в образование! Дайте вздох мужскому воспитанию!» Это обращение было направлено на превалирующую часть педагогов-женщин, занимающихся развитием и образованием мальчиков.

Произведена диагностика представлений воспитанников по гендерным аспектам развития. Для педагогов-психологов детских домов округа создан кейс диагностических методик, позволяющий определить уровень полоролевого развития воспитанников, межличностные отношения между девочками и мальчиками, диапазон гендерных представлений детей. По результатам исследований составлена карта оценки гендерной ситуации в детском доме

В летние месяцы воспитанники Канского детского дома отдыхали в оздоровительном лагере «Гагаринец», который входит в структуру учреждения. Здесь были организованы тренинги гендерной толерантности, работали кружки: «Юный полицейский», «Я-мастеровой», «Будущий строитель», «Юный рыбак». Участниками этих мероприятий были 108 воспитанников детского дома, 5 волонтеров — мужчин разных профессий (полицейский, инспектор дорожного движения, строительный прораб, инструктор по спорту из ДЮСШ). С сентября месяца такая работа продолжалась непосредственно в детском доме. В тренингах по формированию полоролевой идентичности участвовало 110 воспитанников.

Для замещающих семей в летнее время была проведена туристическая школа патронатных воспитателей, организовано 5 домашних праздников: «Посвящение в мужчины» «Городское чаепитие», «Именины у Марины», «День рождения в Костиной семье», «Алешкины именины». Эти мероприятия дали возможность приемным семьям увидеть, как можно устроить досуг в семье.

По результатам вышеуказанной работы были созданы рекомендации по мужскому воспитанию в детском доме и замещающих семьях, которые могут быть использованы в практике работы любого детского дома. В настоящее время ими пользуются специалисты 7-ми детских домов Восточного округа и ведется активная работа по теме проекта. Так, в Ирбейском детском доме на группах работают 5 супружеских пар педагогов, тем самым показывая адекватные социальные полоролевые отношения. В Павловском детском доме практикуется формирование мужских качеств у мальчишек через проведение военно-патриотической игры «Зарница». В Партизанском детском доме мальчики вовлечены в технические виды деятельности, проводятся конкурсы «А, ну-ка, парни!», организована «Школа выживания», директор-мужчина еженедельно проводит «Час отца». Бородинский детский дом является инициатором мероприятий по сплочению приемных и патронатных семей. Дзержинский дошкольный коррекционный детский дом проводит полоролевую игру «Маши и Сережи — различны и похожи», волонтерские встречи «Уроки с чемпионом». Директор Иланского детского дома так отзывается о проекте: «Очень своевременно поднята проблема мужского воспитания. В нашем детском доме значительное число мальчиков в основном сложного подросткового возраста. Этот год совместной работы с Канским детским домом многому нас научил. Мы освоили основные способы по гендерной социализации детей-сирот. В практике своей работы уже используем такие мероприятия, как клубы мальчишеских интересов, летнюю туристическую школу»

По плану проекта было организовано привлечение группы волонтёров из числа успешных мужчин к шефской деятельности, наставничеству в детском доме. Эта задача решалась путем проведения социальных акций совместно с предприятиями, учреждениями города и частными лицами.

Социальная акция «Успешная семья для ребенка» включала в себя мероприятия по погружение в атмосферу семьи. В результате 2-х акций было привлечено 8 семей из Сбербанка и 8 семей из детского дома. 18 воспитанников имели возможность побывать временно в благоприятной домашней обстановке. Акция «Воскресный папа» проводилась в ноябре-декабре 2011 года. В ней приняли участие 14 мужчин-волонтеров разных профессий и увлечений: кинологи, специалисты МЧС, пожарные, сапожник, аккумуляторщик, спортсмены из патриотического клуба «Беркут». На встречах, конкурсах, экскурсиях побывало 98 воспитанников. Подростки с азартом рассказывали об этом: «Мне понравились парни, которые рассказывали нам про свою работу, которая хоть и сложная, но они ее очень любят. Я понимаю, что для этого нужно быть сильным, накачанным и ничего не бояться. Ну, конечно, и не пить, и не курить, а то и спасти никого не успеешь…».

Одной из задач проекта было создание волонтерского мужского клуба в детском доме. Такой клуб был создан в сентябре 2011 года, куда вошли мужчины — позиционеры детского дома: председатель попечительского совета детского дома, сотрудник банка, юрист, главный редактор газеты, полицейский, преподаватель физвоспитания, инструктор по физкультуре и спорту, автослесарь, трое юношей и трое педагогов — мужчин детского дома. В актив клуба вошли 15 человек. Для волонтерской деятельности привлечено 30 человек. Подобные клубы созданы в Партизанском, Зеленогорском, Ирбейском детских домах. В сферу деятельности Мужского клуба входят: организация встреч с интересными людьми различных мужских профессий, совместные спортивные тренировки и соревнования, участие в вечернем «Мужском разговоре», экскурсии на рабочие места мужчин, организация кружков и секций мужской направленности, правовые профилактические встречи, военно-спортивные мероприятия.

Материалы о создании мужского клуба, рекомендации для детских домов по мужскому воспитанию были представлены на окружном слете патронатных воспитателей. Модель мужского воспитания разработана и презентовалась на окружном итоговом семинаре в декабре месяце. Руководителем учреждения А.Г. Свириденко и педагогом-психологом Л.Г. Локотко подготовлена презентация «Проектирование социально-педагогических практик в детском доме как условие вторичной профилактики семейного неблагополучия», по которой состоялось выступление на краевой конференции «Межведомственный подход в области профилактики семейного неблагополучия», организованной Министерством социальной политики Красноярского края и КГБУ СО Краевой центр семьи в г. Красноярске 30 ноября 2011года. Значительное место в статье отведено реализации проекта «Тепло отцовских сердец».

На Гражданском Форуме в г. Красноярске проект «Тепло отцовских сердец» был признан одним из лучших социальных проектов года.

2010 год

«Детский дом – территория без насилия»  (проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)

В рамках данного Проекта деятельность была направлена на достижение следующей цели — разработка и реализация комплексной программы профилактики насилия среди воспитанников детского дома.

В течение всего периода решались следующие задачи:

  1. Выявить целостную картину насилия в детском доме путем проведения мониторинга условий жизни детей в детском доме, провести индивидуальный анализ случаев жестокого обращения с воспитанниками.
  2. Разработать теоретико-методологическое обоснование, содержательное и процессуальное обеспечение работы по профилактике насилия среди детей-сирот в виде комплексной программы, внедрить ее в условиях детского дома.
  3. Разработать методическое обеспечение реализации программы профилактики насилия для сотрудников детских домов, общеобразовательных школ, патронатных воспитателей.
  4. Осуществить анализ результатов внедрения программы, обобщить полученный опыт и распространить его в учреждениях внесемейного воспитания на территории Восточного округа Красноярского края.

Для решения поставленных задач были сформированы проектные группы из числа педагогов детского дома, а также к участию в проекте были привлечены сотрудники 9 детских домов Восточного округа Красноярского края. Избранные ключевые линии реализации проекта и механизмы участия в этой деятельности образовательных учреждений Восточного округа оказались успешными и позволили планомерно осуществлять продвижение Проекта.

На основе проведенного мониторинга была выявлена общая картина насилия в детском доме и обследованы 24 воспитанника, имеющих в личном анамнезе жестокое обращение со стороны близких родственников. Обнаруженная картина позволила принять соответствующие меры к предупреждению случаев насилия, связанных с взаимодействием детей со сверстниками в школе, а также оказать необходимую помощь детям, находящимся в группе риска, связанным с социальными отклонениями, путем установления верных причинно-следственных связей, изменения в подходах к взаимодействию с такими детьми и содержанию психолого-педагогического сопровождения. По итогам работы коллектива была разработана общая рабочая модель программы профилактики по выделенным направлениям. Для ее осуществления было проведено изучение характеристик насилия в детской среде как социального явления; выделены специфические для детей-сирот причины осуществления насилия; охарактеризована сущность и система принципов профилактической работы; выделены ведущие идеи для осуществления возрастного подхода к организации воспитательно-профилактической деятельности; изучено влияние характеристик жизненной среды на психическое развитие ребенка, особенности его самочувствия и поведения, а также стимулирование агрессии и насильственных проявлений; разработана концепция организации среды жизни детей в детском доме.

Коллективом педагогов был разработан и реализован ряд мероприятий, направленных на оказание специальной помощи детям группы риска по насилию, формирование ценностных установок и ненасильственного стиля поведения воспитанников, улучшение качества среды жизни детей, способствующей снижению агрессивных и насильственных проявлений. Созданное методическое обеспечение реализации программы профилактики насилия включило в себя основные направления комплексной программы, диагностический кейс, сборник дизайн-проектов, частные программы для различных возрастных ступеней, проекты массовых мероприятий, программы обучающих семинаров для взрослых, буклеты и печатные издания для детей. Эти материалы могут быть использованы при организации профилактической работы в различных детских учреждениях.

В результате проведенных мероприятий отмечалось проявление интереса детей и сотрудников детских домов, а также общественности к тематике Проекта как к актуальной социальной проблеме. В поведении воспитанников появились элементы осваиваемых в ходе мероприятий форм поведения, наметилась тенденция к снижению числа явных и скрытых конфликтов, правонарушений и самовольных уходов, появилась возможность организации дополнительных мероприятий за счет приобретенного оборудования, улучшилась атмосфера в группах на фоне переоборудованных помещений для детей.

У педагогов – участников Проекта улучшились показатели проектной компетентности и профессиональных качеств, связанных с решением проблем профилактики насилия, появилось стремление к самообразованию. Вместе с тем можно считать, что деятельность детского дома в целом активизировалась в поисках новых технологий и форм работы с детьми, организации командных способов сотрудничества и линий профессионального взаимодействия детских домов округа.

В детском доме сформировался актив сотрудников детского дома и учреждений округа, осуществляющий продвижение Проекта, тематика Проекта стала определяющей в психолого-педагогической деятельности сотрудников детского дома, жизнедеятельность детей насыщена событиями противонасильственной направленности.

Анализ результатов внедрения программы показал ее целесообразность и эффективность в плане решения социальных проблем детей-сирот, а также позволил наметить перспективные линии развития деятельности образовательного учреждения. Обобщение и распространение полученного опыта осуществлялось на заседании окружных педагогических советов, на Фестивале практик психолого-педагогического сопровождения, проводимом Министерством образования и науки Красноярского края, научно-практической конференции «Дети и взрослые против насилия», в ходе регулярных семинаров и консультаций с участниками проектных групп и сотрудников детских домов Восточного округа.