Служба постинтернатного сопровождения

Система работы службы постинтернатного сопровождения выпускников

Служба постинтернатного сопровождения в Канском детском доме создана приказом директора № 73 от 20.01.2016 на основании Концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.

В службе выделены социально-правовой (социальный педагог, юрисконсульт), медицинский (медицинские работники детского дома) и психолого-педагогический (педагог-психолог, воспитатели разновозрастных сообществ, тьютор, куратор социальной квартиры, педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду и физической культуре) отделы. Кроме того, сюда вошли специалисты центра СФУД (семейных форм устройства детей), наставники, попечители.

Основными нормативно-правовыми документами на данном этапе деятельности являются следующие:

  1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
  2. Концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае;
  3. Положение о Службе постинтернатного сопровождения выпускников КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина»;
  4. Положение о Координационном Центре;
  5. Положение о наставничестве;
  6. Положение о пилотной площадке.

Для мониторинга постинтернатного становления воспитанников в учреждении разработаны единые индикаторы, которые являются основой количественных и качественных показателей Банка данных о выпускниках. Исследование проходит на основании циклограммы проведения мониторинговых мероприятий. Контрольные срезы осуществляются специалистами службы постинтернатного сопровождения еженедельно в первое полугодие, 2 раза в месяц во второе полугодие, 1 раз в месяц во второй год обучения. Далее – не реже раза в полугодие. Сбор данных проводится по следующим направлениям: общие сведения о выпускнике, особенности поведения, наличие девиаций, социальная защищенность, профессиональное (учебное заведение, получаемая профессия, трудоустройство, закрепление на рабочем месте, постановка на учет в Центр занятости) и семейное становление. На основе полученных сведений и ведется Банк данных о выпускниках.

В учреждении службой постинтернатного сопровождения организован пролонгированный процесс, который развернут во времени по следующим этапам:

— подготовка будущего выпускника к самостоятельному проживанию (в условиях учреждения, замещающей семьи);

выпуск и адаптация к новым условиям относительной самостоятельности (постинтернатный патронат);

— завершение процесса адаптации в новых условиях и самостоятельное устройство в жизни.

D:\фотогалерея\мастерская\IMG_0051.JPG Подготовка к выпуску из детского дома начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Ведущей технологией деятельности является сопровождение процесса взросления. Основной задачей на первом этапе является формирование социально-значимых компетенций, которое выражено в комплексе мероприятий, направленных на выявление рисков социальной дезадаптации воспитанников и определение пути их преодоления на основании индивидуального плана развития и жизнеустройства. В практику работы внедряются программы ранней профессионализации на разных возрастных этапах жизни ребенка. Основной способ реализации данных программ — это моделирование жизненных ситуаций через игровую и тренинговую деятельность. Более успешно жизненные стратегии формируются в семье. Там есть образцы поведения, семейные ценности, установки на выбор профессии. В ситуации детского дома гораздо сложнее это сделать. В практике работы детского дома уже сейчас применяются способы воспитания и развития ребенка, которые помогут определиться со своими жизненными стратегиями. Для этого на группах в основном трудятся разнополые воспитатели, как бы моделируя ситуацию полоролевых отношений в семье. Психологи работают с прошлым, настоящим, будущим (психологическое время личности) как одним из компонентов структуры самосознания личности. Начата работа по созданию лепбуков «Моя будущая профессии», «Мой дом, мой город», «Моя будущая семья». Воспитатели развивают рефлексивные способности на утренних и вечерних сборах. Создаём множественные ситуации выбора для детей. Команда педагогов нацелена на переориентирование выпускника со стратегии приспособления на стратегию развития. Подготовка к самостоятельной независимой жизни осуществляется также через создание новых программ дополнительного образования, ориентированных на формирование не только социальных, но и профессиональных компетенций («Делопроизводство», «Основы правовых знаний», «Основы предпринимательской деятельности (самозанятость)» и др.). В детском доме созданы собственные места проб прикладного мастерства («Город мастеров» с зонами слесарного, столярного, дела, ремонта сантехники и электрооборудования, швейная мастерская, автомастерская, кабинет домашних умений), а также кабинеты для интеллектуального и творческого развития (Интернет-кафе, музей, библиотека, кабинет ИТ, арт-терапии).

Процесс адаптации к новым условиям относительной самостоятельности мы условно разделили на два этапа:

— ориентационно — подготовительный (май предвыпускного года до выпуска из детского дома);

— собственно адаптационный (сентябрь-ноябрь после выпуска из детского дома).

На каждом этапе деятельность специалистов службы сопровождения выпускников строится в трех модулях: диагностическом, формирующем и организационно-методическом.

Ориентационный этап начинается в мае предвыпускного года проведением комплексного мониторирования по разработанной нами методике «Оценка ресурсов выпускника и предполагаемых рисков». Определяется уровень актуального состояния будущих выпускников с использованием различных методов: наблюдения, психодиагностики, диспансерного медицинского обследования. В результате проведенной работы устанавливаются риски дезадаптации, проблемные поля и ресурсы развития каждого воспитанника, которые ложатся в матрицу и становятся предметом обсуждения на психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме, собеседования с выпускником и основой индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, составной частью которого является паспорт готовности к выпуску. С мая начинается подбор наставников каждому выпускнику из числа работников организации, коллектива социальных партнеров (СГТ «Канская ТЭЦ», ПАО «Сбербанк»), членов Попечительского совета, волонтеров. Работу эту осуществляет тьютор совместно с педагогом-психологом, воспитателями и специалистами центра СФУД.

Будущие наставники знакомятся с детьми, принимают участие в мероприятиях. В сентябре происходит закрепление наставников за выпускниками. Наставники сопровождают ребенка в течение выпускного года, помогают в подготовке к сдаче итоговой государственной аттестации, в решении возникающих трудностей, принимают участие в мероприятиях, направленных на социализацию и профессиональное ориентирование выпускника. После выпуска наставники помогают с устройством D:\алфавит\Ф\Фото\кабинет домашних умений\ужин готовим сами 1 отряд 10.04.16\DSC09374.JPG в профессиональные образовательные организации, заселением и обустройством в общежитии, приобретении необходимых предметов обихода, решении проблемных ситуаций, устанавливают контакт с мастером, воспитателем общежития, участвуют в рейдах в техникумы, колледжи, общежития, предоставляют информацию о своем подшефном в Банк данных, консультируют по возникающим вопросам в рамках своей компетенции.

D:\алфавит\В\ВП\ВП 2018\ФОТО ВП2018\ВЗЛЕТКА ФОТО команда 1\DSC_0849.JPG В сентябре выпускного года проводится ритуал «Посвящение в выпускники» на Большом Гагаринском круге. С этого момента начинается работа по программам «Компас по жизни» и «Перспектива успеха», направленным на формирование социально значимых компетенций и профессиональное ориентирование, которая длится на протяжении всего выпускного учебного года с октября по май. В это же время реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на раннюю профессионализацию воспитанников в специально организованных местах. Программные мероприятия предполагают и проживание в учебной социальной квартире, где выпускники осуществляют свою жизнедеятельность автономно. Пройдя практику социальной квартиры, выпускники приобретают социально значимые компетенции: медико-гигиенические (следят за своим внешним видом, за здоровьем без контроля со стороны взрослых, поддерживают порядок в помещении, соблюдают санитарно-гигиенические требования во время приготовления пищи); социально-бытовые (учатся решать бытовые проблемы, обращаясь за помощью к электрику, сантехнику, другим работникам напрямую, организуют свое жизненное пространство, устанавливают свой распорядок дня, график дежурства, пользуются бытовыми приборами); социально-экономические (распределяют продукты, учатся ведению семейного бюджета); социально-культурные (научаются заботиться друг о друге, принимать гостей, вести себя за столом, сервировать стол); социально-правовые (учатся писать деловые бумаги: заявление, договор, акт приема-передачи материальных ценностей социальной квартиры, заявку).

В декабре проводится повторная оценка ресурсов и рисков выпускников, корректируется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка.

Канский детский дом является базовым для детских домов Восточного округа и Координационным центром для всех служб постинтернатного сопровождения, созданных в этих организациях. Это позволяет нам проводить мероприятия, направленные на успешную адаптацию воспитанников в новых условиях после выпуска, в окружном масштабе. Так, в феврале-марте мы проводим психолого-педагогический и медико-социальный консилиум «Профессиональное ориентирование выпускников и предварительное распределение по профессиональным образовательным организациям» с участием представителей всех детских домов округа и тех профессиональных образовательных организаций, куда планируются к поступлению воспитанники. Подобное событие дает возможность иметь представление о потенциале абитуриентов, о возможностях того или иного техникума, колледжа и вовремя скорректировать планы устройства выпускников для дальнейшего обучения.

На мартовских каникулах традиционно проводится очный этап интенсивной школы для выпускников детских домов Восточного округа «Взлетная полоса», в программу которого включается социально-коммуникативный практикум «Знаю, умею, могу», эстафета домашних умений «Я сам», правовой тренинг, социальная аттестация. Во время работы Школы проходит межведомственный круглый стол «Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов: трудности, практики, перспективы», для участия в котором, кроме представителей детских домов и профессиональных образовательных организаций, приглашаем специалистов отделов опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, МВД, военкомата. С 2017 года проводятся профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций города. С 2017-2018 учебного года Школа работает в круглогодичном режиме.

Одним из важных направлений деятельности Службы является сопровождение образовательной деятельности воспитанников, подготовка к прохождению государственной итоговой аттестации. В детском доме определены педагоги, имеющие возможность подготовить выпускников по тому или иному предмету, к которым в любое время любой ребенок может обратиться за помощью. Кроме этого, привлекаем волонтеров из числа учителей школ города, находящихся на заслуженном отдыхе, студентов педагогического колледжа.

В течение всего выпускного года специалисты центра СФУД проводят работу по подбору попечителей для будущих выпускников. Это могут быть люди из числа наставников. Гораздо успешнее осуществляют попечительскую деятельность те, кто был знаком со своими подопечными заранее.

В результате работы по профессиональному ориентированию ко времени окончания школы каждый воспитанник уже определяется с выбором профессии и профессиональной образовательной организации, пишет заявление со своим волеизъявлением. В мае педагог-психолог направляет уведомления в профессиональные образовательные организации, куда планируются к поступлению выпускники.

В мае-июне проводится работа по сбору пакета документов для поступления в профессиональные образовательные организации, среди которых объективная характеристика выпускника, психологическое заключение, список возможных контактов несовершеннолетнего. В августе идет подготовка личных дел уходящих из детского дома воспитанников для передачи в отдел опеки и попечительства.

В летнее время в оздоровительном лагере «Гагаринец» организована работа с воспитанниками по освоению минимальных навыков и формированию представлений по профессиям, которые они будут получать в профессиональных учебных заведениях: повар, пекарь, кухонный рабочий, плотник, слесарь по ремонту автомобиля, водитель. Основы знаний по замозанятости выпускники приобретают через участие в экономической игре «Город предпринимателей».

Сразу после получения документа об образовании в школе специалисты службы сопровождают выпускников в приемные комиссии, на собеседования в профессиональные образовательные организации, на заселение в общежитие. До момента поступления воспитанники уже знакомы с теми техникумами и колледжами, куда собираются поступать, так как были там на экскурсиях, принимали участие в Днях открытых дверей, знают перечень документов, необходимых для поступления, умеют писать деловые бумаги (заявление, анкету, автобиографию), знакомы с Правилами приема и принципами собеседования.

Адаптационный период длится 3 месяца, в течение которых сопровождение проводится в ежедневном режиме. Воспитатели, наставники, попечители, специалисты службы постинтернатного сопровождения детского дома знакомятся с мастерами производственного обучения, классными руководителями, социальными педагогами, заместителями директора, комендантами и воспитателями общежитий профессиональных образовательных организаций, куда поступили воспитанники. Составляется список необходимых контактов по каждому учреждению, который имеют для служебного пользования все заинтересованные субъекты сопровождения. Оказывается содействие несовершеннолетнему в обустройстве в общежитии, в выборе маршрута следования к профессиональной организации, приобретении спецодежды, санитарных книжек, расходовании денежных средств по выпуску, консультативная помощь и т.д. Осуществляются рейды в общежития и образовательные организации.

С каждым учреждением профессионального образования заключается соглашение о сотрудничестве.

В сентябре-ноябре совместно с педагогами профессиональных учебных заведений проводится диагностика адаптации к новым условиям проживания и обучения, по итогам которой корректируется план развития и жизнеустройства выпускника. Материалы исследования личности и поведения учащихся в конце ноября представляются и обсуждаются на окружном психолого-педагогическиом и медико-социальном консилиуме «Адаптация к новым условиям проживания и обучения», в котором принимают участие специалисты служб постинтернатного сопровождения детских домов Восточного округа и тех профессиональных образовательных организаций, где обучаются выпускники. На консилиуме происходит не только констатация возникших трудностей, но и осуществляется совместный поиск путей решения. ППиМСк определяет стратегию сопровождения каждого выпускника:

— поддерживающее сопровождение выпускников с успешным жизненным сценарием;

интенсивное сопровождение выпускников с высоким риском социальной дезадаптации;

— экстренное сопровождение (ведение случая) выпускников в трудной жизненной ситуации.

Для каждой стратегии разрабатывается свой алгоритм сопровождения и организуется комплекс консультативных, социальных, практических мероприятий и событий для выпускника.

Наиболее важным в процессе сопровождения является этап становления выпускника как самостоятельной личности.

D:\алфавит\Ф\Фото\окружной ППиМСк по выпускникам ноябрь 2016\DSC00030.JPGДиагностический модуль в этот период включает в себя следующие мероприятия. По окончании каждого семестра специалисты службы делают запросы в профессиональные образовательные организации об академической успешности выпускников. Запрашиваем 2 документа: академическую справку и характеристику. Эти сведения дают возможность корректировать сопроводительную деятельность, индивидуальный план развития и жизнеустройства.

На данном этапе деятельность специалистов службы ведется по двум направлениям:

— формирование у воспитанника потребности в получения профессии, которая обеспечит ему стабильность и качество жизни;

— поиск и установление партнерских отношений с работодателями.

В детском доме начала действовать новая модель будущего профессионального устройства выпускника и ведется точечная индивидуальная работа с предприятиями, выстраиваются новые четырехсторонние взаимодействия. Ключевыми участниками этой модели являются: выпускник, профессиональная образовательная организация, детский дом, работодатель. Совместно нами разработан новый нормативный документ – Соглашение о намерении сопровождения выпускника КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» в период предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения и трудоустройства.

На базе Канского детского дома и КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» создана пилотная площадка по разработке и апробации модели взаимодействия детского дома и профессиональной образовательной организации. Сотрудничество между нашими учреждениями выстроено на договорных условиях. Целью взаимодействия является осуществление комплекса мер по допрофессиональной подготовке и постинтернатному сопровождению воспитанников на принципах взаимности и на безвозмездной основе.

Сотрудничество предполагает следующие действия: организацию мер, способствующих минимизации трудностей адаптации после выпуска из детского дома; проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации, личностного развития и становления выпускника; информирование детей-сирот о мерах социальной поддержки; помощь в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; содействие в получении профессионального образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга; оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в рамках компетенции каждой из сторон.

Деловыми партнерами в рамках пилотной площадки являются следующие работодатели: ИП «Возле дома» Титаренко Ж.В. (пекарь, кондитер, упаковщик кондитерских изделий), ООО «Канский КСК» (газоэлектросварщик, формовщик ЖБК, слесарь КПиА), ИП Половка Г.И. (повар, горничная, парикмахер, медицинская сестра), ИП Мусина Н.С (слесарь по ремонту автомобилей), ООО «Жилсервис плюс» (мастер отделочных работ, слесарь по ремонту сантехнического оборудования) и др.

В рамках деятельности пилотной площадки используются следующие формы сопровождения и сотрудничества, от которых мы ожидаем эффект гарантированного трудоустройства:

D:\алфавит\Ф\Фото\ПИС фото\ФОТО КТОТиСХ\DSC01137.JPG — четырехстороннее соглашение о намерении сопровождения выпускника в период предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения и трудоустройства;

— презентация выпускника на предприятии;

— участие работодателя в жизни воспитанника («Моё будущее рабочее место», «Взлетная полоса», Гагаринский круг, Гагаринский фестиваль и др.контакты);

— организованная учебная и производственная практика, согласно договору между профессиональной образовательной организации и работодателями;

— занятость летом на предприятии;

— именные стипендии;

— один сопроводитель у выпускника как замещающий родитель (работник детского дома, попечитель);

— партнеры — cопроводители (куратор — тьютор профессиональной образовательной организации, общественный наставник, наставник-работник предприятия).

Профессионализация педагогических кадров, направленная на освоение технологии постинтернатного сопровождения, осуществляется в рамках деятельности научно-внедренческой площадки совместно с КГПИ им.В.П.Астафьева через:

1. Обучение в магистратуре.  7  педагогов детских домов Восточного округа  закончили  магистратуру Института психолого-педагогического образования по теме «Психосоциальная работа с детьми и молодежью». Молодые исследователи ведут работу по проектам, которые, в большинстве случаев, посвящены проблемам постинтернатного сопровождения, такие как: «Учебная социальная квартира как условие формирования социальных компетенций выпускника детского дома», «Информационное сопровождение индивидуального маршрута воспитанника детского дома до устройства его в семью», «Взаимоотношения воспитанника детского дома со взрослыми как условие жизненной успешности», «Технология постинтернатного сопровождения «Позиционная проба», «Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения воспитанников детского дома».

D:\алфавит\В\ВП\ВП 2018\ФОТО ВП2018\открытие, закрытие, команда 4\DSC00197.JPG 2. Организацию семинаров — практикумов для педагогов детского дома.  Прошли семинар по теме: «Современные технологии работы с воспитанниками детского дома» по трем направлениям: «Ранняя профессионализация», «Ребенок в территории», «Семейная модель поведения», который провела директор Института психолого-педагогического образования КГПИ им.В.П.Астафьева, доцент, к.п.н. Н.А.Старосветская. Ею же организован и проведен семинар-практикум «Современные технологии постинтернатного сопровождения» в рамках научного декадника  XIV международного научно-практического Форума «Молодежь и наука XXI века».

3.Участие в конференциях, семинарах вне учреждения. Магистранты и сотрудники  учреждения   представили свои практические наработки на    V Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения А. Маслоу,  в психолого-педагогических чтениях памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» в КГПУ им. В.П. Астафьева

3.Участие воспитанников и педагогов, замещающих родителей в окружном фестивале взросло-детских умений в рамках международной научно-практической конференции КГПИ им.В.П.Астафьева «Человек. Семья. Общество».

Результаты деятельности

  1. 100% воспитанников детского дома имеют индивидуальный план развития и жизнеустройства.
  2. 100% выпускников имеют наставников.
  3. 100% воспитанников проходят обучение в интенсивной школе «Взлетная полоса», получают дополнительное образование по программам ранней профессионализации.
  4. 100% выпускников проходят опыт проживания в учебной социальной квартире.
  5. Заключены соглашения со всеми образовательными организациями, где обучаются воспитанники.
  6. 100% выпускников успешно проходят государственную итоговую аттестацию в школе и поступают в профессиональные образовательные организации.
  7. 80% выпускников поступают в выбранные ПОО для получения специальности, профессии по желанию.
  8. Все воспитанники, проживающие в детском доме, успешно обучаются. Отчисленных среди них нет. Из них учатся без «3» 67%.
  9. Больше трети выпускников устроены на попечительство. Они, в основном, обучаются без академической задолженности, занимаются дополнительным образованием в кружках, секциях, студиях, эффективно распоряжаются денежными средствами, не допускают самовольных уходов и правонарушений, установили конструктивные контакты в межличностном общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  10. Более половины  выпускников имеют высокий уровень социальной адаптации и самостоятельности.
  11. 100% выпускников в возрасте до 23 лет получают необходимую сопроводительную помощь при обращении к специалистам службы постинтернатного сопровождения детского дома.
  12. Совместно с телекомпаниями «Канск-5 канал» и «Лимон-ТВ» подготовлены и показаны в городских программах 2 телевизионных сюжета о выпускниках детского дома, обучающихся в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» и КГБПОУ «Канский политехнический колледж»
  13. Опыт организации работы в рамках пилотной площадки обобщен и представлен в методическом журнале «Молодой ученый», на сайте министерства образования Красноярского края.
  14. По итогам работы краевого фестиваля педагогических и управленческих практик специалистов краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпущен методический сборник «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов Красноярского края: проблемы, опыт, перспективы», куда вошли статьи пяти специалистов службы постинтернатного сопровождения Канского детского дома.

Н.М.Гусева, заместитель директора

руководитель службы постинтернатного

сопровождения,

Л.Г.Локотко, заместитель директора,

руководитель Ресурсного центра и

центра СФУД

Сборник «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов Красноярского края»

«Положение о службе ПИС»