Деятельность

Центра психолого-педагогического сопровождения воспитанников

(далее ЦППС)

Деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи и  сопровождения осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.Утв.20мая 2022;

  • Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;

—  Приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

  • Приказом Министерства образования и науки в Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

—  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

—   Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

— Концепцией социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (2017 г)

— Российским  и региональным Комплексами мер по повышению эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях качественного улучшения их жизни (2021г)

—   Распоряжением  Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»    (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.   Методические рекомендации»)

— Уставом Учреждения

Цель:

организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанника детского дома,  направленного на формирование у него стойких и полноценных механизмов социальной адаптации

Задачи:

— осуществлять диагностику психосоматического состояния и уровня социальной адаптации ребенка;

— организовать  психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в соответствии с его психофизическим статусом;

— принимать участие в разработке индивидуальных программ сопровождения адекватных возможностям и способностям ребенка;

— организовать  комплексную подготовку ребенка к проживанию в семье и психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи и ребенка;

— содействовать  в создании условий для осознанного выбора воспитанниками профессии  и благоприятному интегрированию в современное общество.

— оказывать консультационную и методическую поддержку по вопросам психолого-педагогического сопровождения детским домам Восточного округа

            Психолого-педагогическая  поддержка воспитанникам осуществляется в соответствии со следующими принципами:

-адресности;

-сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи и постоянного ее повышения;

— добровольности получения психолого-педагогической помощи;

— доступности;

— конфиденциальности (включая защиту персональных данных)

                  Основные направления деятельности ЦППС

Психологическая диагностика:

– психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода их пребывания в детском доме;

– составление социально-психологического портрета воспитанников на основе определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;

– выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

– отслеживание результатов коррекционно-развивающей работы, их анализ и систематизация.

Психологическая коррекция и развитие:

– организация психологической развивающей среды; разработка и реализация психологических программ, направленных на процесс формирования личности, сохранение ее индивидуальности, а также на компенсацию последствий социально-психологической депривации воспитанников.

— составление системы работы с воспитанниками, испытывающими трудности обучения и адаптации: развитие познавательной сферы воспитанников; внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.

Психологическое просвещение и профилактика:

– формирование у воспитанников и педагогических работников детского дома потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах своего развития;

— предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, замещающим родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

— просвещение  замещающих родителей по вопросу сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка, принятого на воспитание.

Психологическое консультирование:

— оказание помощи и создание условий для развития личности воспитанника, способной выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучение новому поведению

— поддержка замещающей семьи в сложных, кризисных ситуациях.

Экспертная деятельность:

– психологический анализ педагогической деятельности, направленный на предоставление педагогу информации об особенностях профессиональной деятельности, помощь в совершенствовании педагогической деятельности и повышение мотивации профессионального самосовершенствования, оказание помощи педагогам детских домов Восточного округа в аттестации.

Методическая деятельность:

– систематизация теоретического и практического материала по различным направлениям психологической деятельности и определение перспектив работы;

– методическое и теоретическое оснащение психологической деятельности;

– повышение профессионального мастерства педагогов-психологов.

Организация деятельности ЦППС

Деятельность ЦППС распространяется на воспитанников детского дома,   педагогических работников, в том числе образовательных организаций Восточного округа.

Психолого-педагогическое консультирование детей, их замещающих родителей  и педагогических работников осуществляется на основании соответствующего договора.

Организация деятельности ЦППС осуществляется с учетом проблем развития, возникающих на различных этапах пребывания ребенка в детском доме. В связи с этим выделяются следующие линии деятельности и формы работы:

  1. Психологическое, логопедическое и дефектологическое сопровождение в период адаптации воспитанников к условиям детского дома и школе (в период поступления в 1 класс и последующие переходные периоды обучения):

– первичное обследование на момент поступления ребенка в детский дом;

– обследование прохождения процесса адаптации, выявление причин, мешающих успешной адаптации в детском доме или в школе;

– рекомендации педагогам по сопровождению воспитанников в период адаптации;

– участие в ПМПк с целью составления коллегиального заключения о прохождении детьми адаптационного периода и рекомендаций по обеспечению условий, необходимых для успешного овладению школьной программой;

– индивидуальные консультации с педагогами и детьми в случаях дезадаптации и усложненной адаптации;

– групповые и индивидуальные занятия с детьми с целью активизации адаптационных механизмов.

  1. Психологическое сопровождение воспитанников детского дома, в том числе в кризисные периоды развития:

– скрининговые обследования и мониторинги с целью отслеживания динамики возрастных изменений воспитанников и определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, в социальной адаптации;

– групповые занятия, тренинги и индивидуальные консультации, направленные на предупреждение возникновений явлений социально-психологической дезадаптации и нарушений психологического здоровья воспитанников;

– рекомендации педагогам по созданию психологических условий воспитания и обучения воспитанников;

— консультации участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания и обучения;

– лектории, семинары, деловые игры и другие формы психологического просвещения педагогов в вопросах возрастных изменений, происходящих в разные периоды развития детей в условиях социально-психологической деривации;

– участие в ПМПк, методических объединениях и педагогических советах  с целью создания единой системы сопровождения детей на различных этапах их развития.

  1. Психологическое сопровождение детей группы риска:

– углубленное психолого-педагогическое обследование психологических особенностей детей группы риска по выявлению причин и механизмов нарушения развития и социальной адаптации и определению резервных возможностей воспитанников;

– участие в ПМПк с целью составления коллегиального заключения о развитии и дальнейшем образовательном маршруте детей группы риска;

– рекомендации педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения;

– индивидуальные коррекционные занятия в рамках реализации программ сопровождения развития детей группы риска;

– психологических тренинги, индивидуальные и групповые консультации для оказания психологической поддержки, профилактики профессионального истощения педагогов и выработки индивидуальных стратегий взаимодействия с воспитанниками группы риска.

  1. Психолого-педагогический и медико-социальный консилиум (ППиМСК) проводится ежемесячно на основании Положения о психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме. Тематика: Адаптация в детском доме и школе вновь прибывших детей, Адаптация первоклассников, пятиклассников, Перевод из дошкольного отделения в начальную школу, Перевод из начальной школы в разновозрастные сообщества, Определение образовательного маршрута детей с трудностями в обучении, Профессиональное ориентирование выпускников, Адаптация в профессиональных образовательных организациях. Последние два консилиума работают в режиме окружных. В них принимают активное участие учителя школ, педагоги профессиональных образовательных организаций и всех детских домов Восточного округа, где есть выпускники.
  2. Краевая ПМПК.Через краевую психолого-медико-педагогическую комиссию ежегодно проходят все дети с трудностями в обучении для определения дальнейшего образовательного маршрута. В течение двух лет коллегиальное заключение комиссии получают все несовершеннолетние при переходе из начальной в основную школу и при поступлении в профессиональные образовательные организации.

Специалисты  ЦППС:  педагоги-психологи, учителя-логопеды, учитель-дефектолог  несут персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

В ЦППС ведется следующая учетная документация:

-журнал учета временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

-журнал учета передачи воспитанников в замещающие и кровные семьи

-журнал инструктажей для замещающих семей

-журнал регистрации заявлений граждан согласно Постановлению Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г.

-заключения на основании Постановления Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г.

-журнал учета консультаций педагогической, социальной, юридической и медицинской помощи

-журнал учета посещений детей КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина»  лицами, желающими принять ребенка на воспитание в семью

— журналы и документы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, согласно нормативным требованиям

В деятельности специалистов Центра ППС   учитываются и используется:

1.Методические рекомендации Министерства просвещения РФ

«Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» 2020 г

2.Памятка ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России «Инфраструктура медицинских и психологических услуг, оказываемых населению бюджетными организациями ( в том числе в кризисных и чрезвычайных ситуациях»

3.Диагностический портфель для оценки степени готовности выпускников из замещающих семей к самостоятельной жизни ГУ ТО «Региональный центр «Разви

Положение о Центре ППС

Технология развития семейных форм устройства детей

Программа организации досуга для замещающей семьи 

Методические рекомендации для замещающих родителей

Полезные встречи для замещающих родителей