1.Мы хотели бы взять ребенка из детского дома в свою семью. Что для этого нужно сделать?
Ответ:
Каждый человек, который хочет принять ребенка на воспитание в семью, должен основательно оценить самого себя, взвесить все возможные последствия этого поступка как с точки зрения своей жизни и своего окружения, так и с точки зрения жизни предполагаемого нового члена семьи, тщательно обдумать все проблемы воспитания и условий жизни. Прежде всего, задайте себе вопрос, готовы ли вы заботиться о ребенке, воспитывать его, удовлетворять необходимые потребности, развивать, формировать его личность, включать в жизнь общества в соответствии с его интересами, создавая у ребенка при этом чувство безопасности и уверенности в настоящей и будущей жизни. Кроме этого важно учитывать, что ваша вторая половина, ваши родители, уже имеющиеся дети, да и другие родственники, живущие с вами, будут затронуты вашим решением взять ребенка в семью. И от того, как они отнесутся к этому решению, будут зависеть ваши взаимоотношения с ними и их отношение к принятому ребенку. Сплоченная семья, все члены которой адекватно воспринимают появление приемного ребенка, может стать родной для него и обеспечить гармоничное развитие его личности. Поэтому нужно подготовить супруга, родителей и уже имеющихся детей к принятию в семью ребенка. Если Вы успешно преодолеете все трудности, связанные с подготовкой семьи к приему ребенка, то можете смело обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства, где Вам помогут выбрать форму устройства ребенка семью и собрать необходимые документы.
2. Как вести себя на первой встрече с приемным ребенком?
Ответ:
Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.
Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Либо усыновителям приходится потратить немало времени на поиск.
Мы не советуем устанавливать жестких критериев — пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.
Многие усыновители задают вопрос: «Как я пойму, что это мой ребенок? Как определить, сможем мы полюбить друг друга или нет? Вдруг мне покажется, что мы созданы друг для друга, а потом выяснится, что нужно было бы брать совсем другого?» Актуальным для родителей является и вопрос о том, как организовать первую встречу с ребенком, что ему сказать? Тут нет никаких методик или техник подбора. Как показывает практика, чем больше усыновители думают, тем сильнее они запутываются.
Кроме того, нужно помнить, что выбор всегда двусторонний. Не только вы выбираете, но также выбирает и ребенок. И может, не вы его найдете, а он найдет вас. Главное, не нужно относиться к этому вопросу как к сложному делу, а просто надо идти навстречу этому событию в вашей жизни.
Перед первой встречей с ребенком вы должны получить необходимые сведения о ребенке от работников детского дома. Но находясь в состоянии повышенной тревожности, родители зачастую теряются в большом потоке информации, забывают спросить о тех особенностях ребенка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Наиболее важные вопросы, которые необходимо задать работнику детского дома перед первой встречей с ребенком: полное имя ребенка и как его называют в группе; национальность; возраст; правовой статус ребенка; ситуация в биологической семье ребенка, есть ли братья, сестры, другие родственники; с какого возраста ребенок находится в государственном учреждении; подвергался ли ребенок жестокому обращению, если да, что с ним случилось; здоровье ребенка, успеваемость в школе, интересы, проблемы в поведении.
После того, как вы узнали информацию о ребенке, вам предстоит встретиться с ним лично. По возможности, лучше постараться посмотреть сначала на ребенка со стороны. Когда группа гуляет на площадке, например.
Что говорить ребенку при встрече и как? Это вопрос индивидуальный. Разумно сказать, как вас зовут, спросить, как зовут ребенка. Обращаться к ребенку лучше по имени.
Можно предложить ребенку поиграть, порисовать. Некоторые родители рассказывают о себе, показывают фото. Некоторые прямо говорят ребенку, что они хотели бы ребенка, который бы жил с ними дома.
Реакция ребенка может быть разной. Кто-то легко идет на контакт, кто-то – нет. Это ничего не говорит о том, как сложатся ваши дальнейшие отношения. Реакция ребенка зависит от того, каков его темперамент и характер, опыт общения.
По окончании первой встречи (если не возникло «это не мое») скажите ребенку, что вы придете еще и скажите, когда. Личное обещание и его выполнение – это важно для установления контакта.
Рекомендации:
1. Желательно приходить на первое знакомство вместе, тогда у ребенка сразу закладывается ощущение что вы пара и что дома вы тоже вместе.
2. Знакомство должно состояться на территории ребенка, лучше всего в игровой (а не в прихожей), т.е. там, где ребенок в большей степени ощущает себя на своей территории.
3. Не стоит надевать яркую, броскую одежду, делать яркий макияж.
4. Иногда при первой встрече лучше, если присутствует воспитатель или нянечка, которым ребенок доверяет.
5. Не стремитесь сразу брать ребенка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате с ним за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.
6. Если ребенок уклоняется от ваших рук, не препятствуйте. Попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.
7. Не надо высоко поднимать на руках ребенка маленького возраста (1,5 – 3 лет). Обычно дети этого пугаются. Лучше, если вы наклонитесь или присядете, и будете общаться с ребенком на таком уровне, так для ребёнка менее страшно.
Многие родители задают вопрос «Брать ли с собой на встречу подарок для ребенка?». Однозначного ответа опять же нет. Одни говорят, что подарок нужен, что он будет напоминать о них ребенку и так он быстрее привыкнет. Другие считают, что подарок не нужен, т.к. может вызвать у других детей обиду и злость по отношению к ребенку.
Если все же вы поняли, что это ребенок не ваш, вы с ним не справитесь, не уживетесь – вы имеете полное право на это. Не надо винить себя в этом. Это лучше, чем ребенок будет жить в вашей семье и чувствовать, что его не любят.
3. В каком Законе РФ прописаны социальные гарантии выпускников детских домов
Ответ:
Социальные гарантии выпускников детских домов прописаны в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование
Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы
Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона