Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника
Порядок составления и ведения ИПРиЖ
Цели деятельности:
- Оказание своевременной помощи и поддержки детям, находящимся в детском доме, защита их прав и законных интересов;
- Психолого-педагогическое сопровождение формирования у воспитанников основных компетенций (здоровьесбережения, социальной, информационно-коммуникативной, познавательной, рефлексивной);
- Постинтернатное сопровождение выпускников.
Направления деятельности ППСС:
Диагностическое
Скрининговое обследование: входящее (все вновь прибывшие), промежуточное, итоговое.
Углубленное обследование: при выявлении какой-либо проблемы, перед ПМПК.
ППиМСк: проводится ежемесячно на основании Положения о психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме. Тематика: Адаптация в детском доме и школе вновь прибывших детей, Адаптация первоклассников, пятиклассников, Перевод из дошкольного отделения в начальную школу, Перевод из начальной школы в разновозрастные сообщества, Определение образовательного маршрута детей с трудностями в обучении, Профессиональное ориентирование выпускников, Адаптация в профессиональных образовательных организациях.
Уже в течение нескольких лет последние два консилиума работают в режиме окружных. В них принимают активное участие учителя школ, педагоги профессиональных образовательных организаций и все детских домов Восточного округа, где есть выпускники.
ПМПК. Через краевую психолого-медико-педагогическую комиссию ежегодно проходят все дети с трудностями в обучении для определения дальнейшего образовательного маршрута. В течение двух лет коллегиальное заключение комиссии получают все несовершеннолетние при переходе из начальной в основную школу и при поступлении в профессиональные образовательные организации.
Защита прав и законных интересов воспитанников
Установление статуса детей. Ежегодно специалисты психолого-педагогической службы выходят с ходатайствомоб ограничении или о лишении родителей, не исполняющих свои обязанности, их прав, проводит работу по восстановлению в родительских правах и возвращению детей в кровную семью.
Оформление и переоформление документов, удостоверяющих личность воспитанников. Каждый год 15-17% воспитанников поступают в детский дом с документами, удостоверяющими личность (свидетельство о рождении, паспорт), ненадлежащего качества вследствие небрежного отношения в родительской семье и подлежат замене. По достижению 14-летнего возраста все воспитанники получают паспорта, организуется торжественное их вручение. Проводится регистрация по месту пребывания всех вновь поступивших воспитанников.
Пенсия: большая работа проводится по установлению факта смерти родителей несовершеннолетних воспитанников и назначению им пенсии по СПК. Также пенсию получают и дети-инвалиды. Поступает она на личные расчетные счета вовремя, в полном объеме.
Алименты. Получают алименты от своих родителей, лишенных родительских прав, от 25 до 31% воспитанников от общего числа имеющих право на их получение. Причины неполучения: родители нигде не работают, не имеют постоянного места жительства, находятся в исполнительном розыске. В данном направлении проводится следующая работа во взаимодействии с отделами судебных приставов:
— привлечение родителей к административной и уголовной ответственности,
— помощь в исполнительном розыске, в установлении факта устройства на работу.
Кроме того, регулярно проводится замена взыскателя в отношении вновь поступивших детей.
Жилье. Большое внимание уделяется обеспечению воспитанников жилыми помещениями. Специалисты психолого-педагогической службы вместе с отделом опеки и попечительства Канска и Канского р-на участвуют в проверках сохранности собственного или закрепленного жилья, выходят с ходатайством о признании невозможности проживания в закрепленном жилье в соответствии с законодательством, вступают в наследство, оплачивают налоги. После наступления 14-летнего возраста организуют сбор пакета документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения воспитанников, у которых жилья нет.
Представление законных интересов несовершеннолетних в судах и досудебных мероприятиях: с участием социальных педагогов, педагогов-психологов проходят все суды и досудебные мероприятия в отношении воспитанников и их родителей.
Профилактическое
Ежемесячно планово проходят Советы профилактики на основании Положения о Совете профилактики. Тематика: Итоги образовательной деятельности, Профилактика аддиктивного поведения, Профилактика самовольных уходов, Профилактика правонарушений, повторного совершения преступлений, Итоги летнего оздоровительного периода. В заседаниях принимают участие педагоги образовательных учреждений общего и профессионального образования.
Дважды в неделю в кабинете педагога-психолога разновозрастных сообществ работает онлайн-кинотеатр. Репертуар предлагаемых для просмотра фильмов направлен на расширение кругозора воспитанников, формирование представлений о конструктивных методах взаимодействия, снятие эмоционального напряжения, правовое просвещение, формирование ценностных ориентаций.
Выстроено взаимодействие с МО МВД «Канский». Сотрудники принимают участие в совместных мероприятиях, краевой акции «Правовая помощь детям-сиротам», организуют посещение музея МВД, где экспозиция рассказывает об истории создания служб и подразделений органов внутренних дел.
Педагогическая практика «Мужской разговор» представлена на Краевом фестивале управленческих и педагогических практик.
Реабилитационное
Посещение воспитанников, отбывающих наказание в Канской воспитательной колонии, и после освобождения, переписка, участие в родительских конференциях, «Макаренковских чтениях», организация и проведение совместно с педагогами колонии рефлексивных столов «Что для меня свобода?».
Реабилитация в рамках программы профилактики суицидальных проявлений у подростков.
Реабилитация детей-жертв насилия.
Военно-патриотическое
Постановка на первоначальный воинский учет, сопровождение для осуществления допризывной подготовки. Большие гагаринские круги, посвященные Вооруженным силам РФ, знаменитым войнам, важным военным событиям в истории страны. Торжественные проводы в армию, поддержка во время службы, переписка. Образовательные встречи с начальником Канского военного комиссариата, с выпускниками, обучающимися в военном училище, о службе в рядах вооруженных сил РФ и контрактной службе.
Подготовка к выпуску из детского дома
Интенсивная школа для выпускников детских домов Восточного округа Красноярского края «Взлетная полоса». Ежегодно участвуют от 50 до 100 воспитанников детских домов Восточного округа. Организационно – в 2 этапа (дистанционный (социальные пробы) и очный (профессиональные пробы в профессиональных образовательных организациях и на рабочих местах). Учебная социальная квартира. Действуют 2 социальные квартиры на общее количество мест – 5. Разработана и реализуется программа «Дом, в котором я живу». За год проходят социальные пробы на базе квартиры 100% выпускников, Разработаны методические материалы для воспитанников. Опыт проживания воспитанников в автономном режиме представлен на Краевом фестивале управленческих и педагогических практик.
Воскресный социальный проект. Работа в проекте проводится 1 раз в квартал и направлена на формирование социально значимых компетенций воспитанников, начиная с младшего школьного возраста.
Профессиональное ориентирование: разработана и реализуется программа ранней профессионализации «Перспектива.RU». В течение года организуются профессиональные пробы, в том числе на рабочих местах, экскурсии на предприятия и в организации.
В 2019 году 2 воспитанника детского дома в рамках предпрофильной подготовки приняли участие в краевом конкурсе профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и заняли 2 и 3 место в компетенции «Выпечка хлебобулочных изделий».
Постинтернатное сопровождение
Ежегодно получают общее образование от 11 до 25 воспитанников детского дома. Из них 7-11% – одиннадцатиклассники, от 83% до 100% от общего количества выпускников – дети с ОВЗ. Продолжают обучение в 10 классе 1-2 человека. С каждым годом растет число воспитанников, желающих проживать в детском доме, получая образование в техникумах и колледжах города: от 3 человек в 2015 году до 30 человек в текущем. С каждым из них заключается Договор о правилах временного проживания.
Традиционно проводится посвящение в выпускники и слет выпускников прошлых лет. Во встречах принимают участие от 24 до 48 выпускников разных годов выпуска.
За каждым выпускником закрепляется наставник как из числа работников детского дома, так и из числа педагогов КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства». Наставниками четверых выпускников являются члены Попечительского совета детского дома во главе с его председателем, депутаты городского совета.
Ведется журнал обращений выпускников. Анализ запросов: восстановление утраченных документов (паспортов, документов об образовании), помощь в поступлении в ПОО, вопросы получения жилья, реабилитация после освобождения из МЛС.
На базе Канского детского дома и Канского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства действует пилотная площадка по отработке модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональной образовательной организации. Трое выпускников стали героями телевизионной передачи «Пилотная площадка – старт в будущее». Опыт взаимодействия детского дома и техникума обобщен и представлен в методическом журнале «Молодой ученый».
По итогам краевого фестиваля педагогических и управленческих практик был выпущен сборник научно-методических материалов «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов Красноярского края: проблемы, опыт, перспективы», куда вошли статьи пяти специалистов службы ППС.
На сайте организации появилась страничка «Выпускнику».
Повышение квалификации
Прошли курсовую подготовку по теме «Технологии, способы и методы деятельности специалистов детского дома» все работники ППС. 4 специалиста службы успешно закончили магистратуру в педагогическом университете им. В.П.Астафьева по программе «Психосоциальная работа с детьми и молодежью».
Н.М.Гусева заместитель директора,
руководитель психолого-педагогической службы