Служба постинтернатного сопровождения

       Слет выпускников — 2023

В этом году наша большая семья пригласила своих выпускников на юбилейный слёт, который  мы посвятили  семейному счастью каждого из собравшихся!

       Ровно 5 лет назад мы пригласили впервые своих выпускников от 18 до 23 лет, находящихся на постинтернатном сопровождении! 5 лет… Это уже  история… Истории жизни выпускников  детского дома, истории, которые никогда не повторятся, но навсегда нам запомнятся…

    У нас в гостях побывали бывшие воспитанники, которые вышли из детского дома в разное время и создали уже свои семьи.
       Алена Н., выпускница 2016 года, закончила Канский политехнический колледж, получила специальность «технология аналитического контроля химических соединений», дождалась из армии своего парня, вышла замуж, родила и воспитывает замечательную дочку. Считает, что в жизни ей помогает умение выбирать приоритеты и друзей. Алена пришла с мужем и ребенком.
       Марина И. выпустилась в 2013 году, закончила институт нефти и газа СФУ по специальности «эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового производства». Сейчас работает в АО «Красноярскнефтепродукт», прошла путь от заправщицы на АЗС до заведующей отделом. Личная жизнь у Марины сложилось хорошо. Она вышла замуж за свою школьную любовь, вместе они воспитывают малыша.

       Ирина Б. покинула стены детского дома совсем недавно, в 2021году, поступила  в  КГБПОУ «Канский технологический колледж» по специальности «гостиничное дело». Со своим мужем познакомилась в общежитии, вышла замуж и родила будущего защитника нашей Родины. Ирина посетила нас с малышом, так как муж проходит срочную службу в ВС РФ, но обещала на следующий год прийти полной семьей.

       Нина Л. поведала нам, что сначала её личная жизнь не складывалась, но она не отчаивалась. Одна воспитывала сына. В этом году накануне Нового года ей сделал предложение молодой человек,  и теперь они вместе воспитывают двух резвых пацанов от первых браков каждого.

       Ксения П. родила ребенка от любимого человека, бросив обучение в Канском педагогическом колледже, но, несмотря на все трудности, воспитывает его, души не чая в своем малыше, а на учебе планирует восстановиться, как только он подрастет.

       Во время регистрации выпускники получили в качестве пропуска в своё детство чупа-чупс, а на руку каждого был надет напульсник – символ того, что педагоги детского дома всегда держат руку на пульсе, всегда знают, что происходит с воспитанниками за пределами детского дома, где они находятся и какая помощь им нужна.

       После этого участники Слета окунулись в воспоминания, посетив каждый свое сообщество, где смогли  пообщаться с ребятами и воспитателем за чашкой чая, рассказать о себе, поделиться опытом самостоятельной жизни, подумать над вопросами Анкеты выпускника, а также заполнили многотомник «Омут памяти», где оставили записи о своих воспоминаниях о годах, прожитых в детском доме, написали пожелания и наставления. Каждый отряд подготовил для своих выпускников маленькие сувениры на память. Молодые мамы и папы дали интервью «5 секретов семейного счастья».

       В дальнейшем все ребята старшего возраста и гости перешли в актовый зал на основную часть мероприятия, где семейные выпускники рассказывали о своих семьях, мотивируя своими успехами воспитанников, отвечали на вопросы, из макетов создавали Дом своей Семьи, а также написали себе письмо в будущее, запечатав в Капсуле времени. Все желающие посетили ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ, где была сделана прививка семейного счастья.

       Насыщенная, продуманная программа сделала слет выпускников по-домашнему теплым и незабываемым для каждого участника, за чаем в столовой детского дома выпускники поделились своими впечатлениями за день, отведав пирожки с капустой, пампушки и имбирные пряники, постряпанные воспитанниками, посещающими кружок «Готовим сами», под руководством шеф-повара учреждения.

       На такой ноте и подошел к концу наш юбилейный слет выпускников! Мы очень рады были видеть наших воспитанников, и рады, что у них все хорошо!

 

Всероссийский конкурс «Вперед к знаниям» 

Он проходил с 05.07.2022г. по 31.08.2022г. для выпускников 9, 11 классов и был организован   Всероссийской общественной организацией «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны». В нем приняли участие воспитанники КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина». Они подготовили видеоэссе «Что наша жизнь? Игра!» и «Дорогу осилит идущий», в которых представили обстоятельства, повлиявшие на их решение о выборе профессии, ожидания от будущей трудовой деятельности, карьерные амбиции. Оба участника стали победителями конкурса.

Участники КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина», победители конкурса:

Полина А., 9 класс, поступила в КГБПОУ «Канский библиотечный колледж», отделение «социально-культурная деятельность», видеоэссе «Что наша жизнь? Игра!»;

https://cloud.mail.ru/stock/7TFxQRkqFgm1CMhjgHUAnFP5

Владислав Н., 9 класс, поступил в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства», профессия «слесарь по ремонту автомобилей», видеоэссе «Дорогу осилит идущий».

https://cloud.mail.ru/stock/avWWc6Z4cWQLoHJPy1TG9Pqz

Профильная школа в лагере

16 августа в ЛОЛ «Гагаринец» продолжила работу Профильная школа для выпускников. Специалист КГКУ «ЦЗН г. Канска» Елена Михайловна Храмцова рассказала воспитанникам-выпускникам о том, какие требования выдвигает работодатель к современному работнику, разобрала технологию поиска работы: как ставить цели; где собирать информацию о вариантах трудоустройства; ребята повторили, как писать резюме; обсудили, как произвести правильное впечатление на собеседовании с работодателем. Воспитанники с интересом прошли тест на оценку конкурентноспособности личности по шкале способностей и личных качеств, определили свой уровень конкурентноспособности. Для закрепления полученной информации был проведен Брейн-ринг. Две команды во главе со своими капитанами боролись за звание лучших знатоков профессий. Участникам надо было отгадать профессию по необычной характеристике; перечислить профессиональные качества, требующиеся для специалистов трёх профессий написанных оппонентами; с помощью пантомимы изобразить профессию так, чтобы участники другой команды догадались и дали правильный ответ; написать наибольшее количество профессий, название которых начинается с определенной буквы. Капитаны команд должны были за 5 минут в данных им словах переставить буквы так, чтобы получились названия профессий. К заключительному туру команды подошли с равным счётом, поэтому, когда Елена Михайловна вынесла чёрный ящик, ребята заволновались. В чёрном ящике было орудие труда, используемое в работе музыкантов, сталеваров и врачей. Вот тут и выяснилось, что есть профессии, о которых ребята знают совсем немного но, несмотря на это одна из команд логическим путём вычислила, что лежит в чёрном ящике и заработала победный балл. Все участники получили памятные призы. Время пролетело незаметно, гостья собралась в дорогу. Ребята проводили Елену Михайловну, поблагодарив за новую информацию и за интересную игру.

Слет выпускников -2022

В жизни каждого человека однажды наступает время, когда он должен покинуть привычную ему обстановку, чтобы стать взрослым, самостоятельным и независимым, чтобы сделать много добрых дел, чтобы выбрать профессию, создать свою семью и воспитать  детей. Ежегодно уходят из детского дома и его выпускники.

       Новый год. Новогодние каникулы. Канун Рождества. Время подведения итогов и продумывания планов на будущее. Именно это время  педагоги Канского детского дома каждый год выбирают  для проведения слёта выпускников, который стал уже традиционным.

       Но пандемия, запрет на проведение массовых мероприятий внесли свои коррективы и в его проведение. В этом году были организованы точечные мотивационные встречи с успешными воспитанниками детского дома, покинувшими его в разное время, в том числе и в режиме он-лайн.

       Все началось с поздравлений с наступившим новым годом и видеорассказов выпускников о том, что помогло им достичь определенных рубежей в своей жизни.

       Алена Н. вышла из детского дома в 2016 году, закончила политехнический колледж, получила специальность «технология аналитического контроля химических соединений», дождалась из армии своего парня, вышла замуж, родила и воспитывает замечательную дочку. Считает, что в жизни ей помогает умение выбирать приоритеты и друзей.

       Евгений Б. проживал в детском доме с раннего детства, после окончания школы в 2009 году уехал в Абакан к своим родственникам, получил профессию «автомеханик», отслужил в армии. В настоящее время занимается ремонтом и отделкой жилых помещений в качестве самозанятого, получил квартиру, женился, воспитывает дочку. «Советую всем не растеряться, держать себя в кулаке, найти верного спутника жизни, который будет вас во всем поддерживать. Ребята, дерзайте, живите, как вам нравится, но не делайте глупостей», — обратился выпускник к воспитанникам.

       Михаил Ф., выпускник 2014 года, закончил Канский политехнический колледж по специальности «автоматизация технологических процессов и производств», после срочной службы в армии остался работать по контракту, проживает в Ростове-на-Дону, женился, воспитывает двоих близнецов. «В жизни я устроился хорошо, чего хотел бы пожелать всем выпускникам детского дома. А также хочу поблагодарить всех педагогов за тот труд, который приносит свои результаты, пусть не сразу, но приносит. Ребята, цените и уважайте воспитателей. Они вам желают только добра и ничего другого», — сказал в заключение Михаил.

       Данил С. ушел из детского дома в 2013 году, закончил профессиональное училище № 27, получил профессию «плотник», работает на деревоперерабатывающем предприятии уже пятый год. Получил квартиру, женился. Уверен, что многого можно достичь, если приложить усилия.

       Выпустилась в 2013 году и Марина И., закончила институт нефти и газа СФУ по специальности «эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового производства». «Начала свой трудовой путь я в качестве оператора АЗС «Красноярскнефтепродукт», но достаточно быстро работодатели заметили мою целеустремленность, и в настоящее время я занимаю должность инженера по метрологии нефтепродуктов. Работа мне очень нравится». В личной жизни у Марины тоже все сложилось хорошо. Она вышла замуж за свою школьную любовь, воспитывает малыша. «Да, я понимаю, что достигла определенных высот, но не перестаю ставить перед собой цели и их достигать. Выпускникам 2022 года я хочу сказать: не смотрите ни на кого, ни на кого не надейтесь. Есть только вы и ваши близкие по духу люди, которые у вас, несомненно, появятся. Никогда не сдавайтесь, идите вперед, и у вас все получится!» — напутствовала выпускница воспитанников.

       Далее в течение дня состоялись мастер-классы, которые провели выпускники детского дома, уже получившие профессию, для воспитанников, учащихся 8-9 классов, стоящих на пороге выбора будущей профессии.

       Вместе с Татьяной Б. в швейной мастерской детского дома «Маленькая модница» девочки отшивали вафельные полотенца для жителей социальной квартиры. Не сразу и не у всех получились ровные строчки, но Таня терпеливо все объясняла и помогала. Экспертизу готовых изделий проводила инструктор по труду. Лучшими были признаны работы Анны Г. и Дианы К., которая, к слову сказать, за отведенное время успела изготовить два полотенца. Подводя итоги, Таня выразила надежду, что в дальнейшей взрослой жизни этот опыт пригодится нашим хозяюшкам. А Анна Г. решила подарить полотенце своему старшему брату, который учится в Дзержинском филиале Канского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства и проживает в общежитии.

       В социальной квартире в это время проходил мастер-класс по выпечке рождественского печенья, который проводила другая наша выпускница Людмила И., пекарь по профессии. Участники научились заводить песочное тесто, вымешивать его, вырезать фигурки, печь их и украшать глазурью. Все очень старались, и эксперту, воспитаннику Данилу Б., выпускнику ГКБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства», очень сложно было назвать лучшего «чародея рождественского чуда».

       В другой социальной квартире выпускница Любовь И., второй год осваивающая профессию «мастер полуфабрикатов» в техникуме горных разработок им. В.П.Астафьева, организовала профессиональные пробы по изготовлению пельменей и вареников с картошкой. Необыкновенно увлеченно участвовали в этом мальчики. Не сразу изделия получились ровными и аккуратными, начинка упорно не хотела укладываться, как положено. Но в итоге пельмени были похожи на пельмени, а вареники – на вареники. Кроме того, мальчики освоили правила заморозки полуфабрикатов. Наши ребята-поварята потрудились на славу и были в восторге! Во время дегустации Сергей М. выразил свое желание в дальнейшем приобрести профессию «повар, кондитер», рассказал, что ему нравится готовить, и он это делает с удовольствием. Самыми аккуратными были признаны пельмени Данила Ж. и вареники Алексея С.

       Одновременно с этим девочки приняли участие в профи-уроке у Нины Л. После окончания Канского политехнического колледжа по профессии «мастер ЖКХ», девушка увлеклась визажем, закончила курсы, постоянно повышает свое профессиональное мастерство в данном направлении, участвует в выездных школах. Нина провела мастер-класс по уходу за кожей лица, рассказала и показала, как правильно наносить макияж. Наши воспитанницы остались довольны, ушли, заметно преобразившись и с хорошим настроением. Нанося косметику на лица девочек, Нина рассказывала, как можно заработать в качестве самозанятого в области индустрии красоты, где сама она делает свои первые, но уже удачные шаги.

       А потом за круглым столом собрались воспитанники «группы риска» для откровенного разговора по душам с теми выпускниками, которые раньше тоже относились к трудным подросткам, совершали самовольные уходы, не хотели учиться, употребляли запрещенные препараты, спиртное. Сейчас же, пройдя непростой, тернистый путь лишений, преодоления, они достаточно благополучны: получили профессию, трудятся, содержат и воспитывают своих детей, умеют организовать быт своей семьи. Каждый участник правдиво рассказал, почему относится или относился к «группе риска», выпускники Юрий К., Игнат С., Нина Л. дали ненавязчивые положительные наставления на своем примере, учили  не совершать ошибок, которые допускали они сами, сожалели об упущенных возможностях. Если вначале были слышны смешки, за которыми пряталась стеснительность и нежелание несовершеннолетних дать рефлексивную оценку своим неправильным поступкам, то постепенно их лица становились серьезными, осмысленными. Было видно, что выпускники заставили задуматься мальчишек и девчонок о перспективах, об их будущем, о собственном жизненном сценарии…

       А потом юноши и девушки смогли пообщаться друг с другом за кружкой чая, ели только что выпеченные рождественские печенюшки, делились опытом самостоятельной жизни, рассказывали о своих успехах и неудачах. Именно в это время у Нины родилась мысль взять на сопровождение Диану, чья судьба её очень тронула, стать для нее наставником.

       Интересная, насыщенная программа сделала слет выпускников по-домашнему теплым и незабываемым для каждого участника, предоставила возможность ребятам встретиться после нескольких лет разлуки, пообщаться, поддержать друг друга и поделиться советами. А педагогам слет позволяет всегда быть в курсе дальнейшей жизни выпускников, укреплять их связи, поддерживать в добрых начинаниях.

Система работы службы постинтернатного сопровождения выпускников

Служба постинтернатного сопровождения в Канском детском доме создана приказом директора № 73 от 20.01.2016 на основании Концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.

В службе выделены социально-правовой (социальный педагог, юрисконсульт), медицинский (медицинские работники детского дома) и психолого-педагогический (педагог-психолог, воспитатели разновозрастных сообществ, тьютор, куратор социальной квартиры, педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду и физической культуре) отделы. Кроме того, сюда вошли специалисты центра СФУД (семейных форм устройства детей), наставники, попечители.

Основными нормативно-правовыми документами на данном этапе деятельности являются следующие:

  1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
  2. Концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае;
  3. Положение о Службе постинтернатного сопровождения выпускников КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина»;
  4. Положение о Координационном Центре;
  5. Положение о наставничестве;
  6. Положение о пилотной площадке.

Для мониторинга постинтернатного становления воспитанников в учреждении разработаны единые индикаторы, которые являются основой количественных и качественных показателей Банка данных о выпускниках. Исследование проходит на основании циклограммы проведения мониторинговых мероприятий. Контрольные срезы осуществляются специалистами службы постинтернатного сопровождения еженедельно в первое полугодие, 2 раза в месяц во второе полугодие, 1 раз в месяц во второй год обучения. Далее – не реже раза в полугодие. Сбор данных проводится по следующим направлениям: общие сведения о выпускнике, особенности поведения, наличие девиаций, социальная защищенность, профессиональное (учебное заведение, получаемая профессия, трудоустройство, закрепление на рабочем месте, постановка на учет в Центр занятости) и семейное становление. На основе полученных сведений и ведется Банк данных о выпускниках.

В учреждении службой постинтернатного сопровождения организован пролонгированный процесс, который развернут во времени по следующим этапам:

— подготовка будущего выпускника к самостоятельному проживанию (в условиях учреждения, замещающей семьи);

выпуск и адаптация к новым условиям относительной самостоятельности (постинтернатный патронат);

— завершение процесса адаптации в новых условиях и самостоятельное устройство в жизни.

D:\фотогалерея\мастерская\IMG_0051.JPG Подготовка к выпуску из детского дома начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Ведущей технологией деятельности является сопровождение процесса взросления. Основной задачей на первом этапе является формирование социально-значимых компетенций, которое выражено в комплексе мероприятий, направленных на выявление рисков социальной дезадаптации воспитанников и определение пути их преодоления на основании индивидуального плана развития и жизнеустройства. В практику работы внедряются программы ранней профессионализации на разных возрастных этапах жизни ребенка. Основной способ реализации данных программ — это моделирование жизненных ситуаций через игровую и тренинговую деятельность. Более успешно жизненные стратегии формируются в семье. Там есть образцы поведения, семейные ценности, установки на выбор профессии. В ситуации детского дома гораздо сложнее это сделать. В практике работы детского дома уже сейчас применяются способы воспитания и развития ребенка, которые помогут определиться со своими жизненными стратегиями. Для этого на группах в основном трудятся разнополые воспитатели, как бы моделируя ситуацию полоролевых отношений в семье. Психологи работают с прошлым, настоящим, будущим (психологическое время личности) как одним из компонентов структуры самосознания личности. Начата работа по созданию лепбуков «Моя будущая профессии», «Мой дом, мой город», «Моя будущая семья». Воспитатели развивают рефлексивные способности на утренних и вечерних сборах. Создаём множественные ситуации выбора для детей. Команда педагогов нацелена на переориентирование выпускника со стратегии приспособления на стратегию развития. Подготовка к самостоятельной независимой жизни осуществляется также через создание новых программ дополнительного образования, ориентированных на формирование не только социальных, но и профессиональных компетенций («Делопроизводство», «Основы правовых знаний», «Основы предпринимательской деятельности (самозанятость)» и др.). В детском доме созданы собственные места проб прикладного мастерства («Город мастеров» с зонами слесарного, столярного, дела, ремонта сантехники и электрооборудования, швейная мастерская, автомастерская, кабинет домашних умений), а также кабинеты для интеллектуального и творческого развития (Интернет-кафе, музей, библиотека, кабинет ИТ, арт-терапии).

Процесс адаптации к новым условиям относительной самостоятельности мы условно разделили на два этапа:

— ориентационно — подготовительный (май предвыпускного года до выпуска из детского дома);

— собственно адаптационный (сентябрь-ноябрь после выпуска из детского дома).

На каждом этапе деятельность специалистов службы сопровождения выпускников строится в трех модулях: диагностическом, формирующем и организационно-методическом.

Ориентационный этап начинается в мае предвыпускного года проведением комплексного мониторирования по разработанной нами методике «Оценка ресурсов выпускника и предполагаемых рисков». Определяется уровень актуального состояния будущих выпускников с использованием различных методов: наблюдения, психодиагностики, диспансерного медицинского обследования. В результате проведенной работы устанавливаются риски дезадаптации, проблемные поля и ресурсы развития каждого воспитанника, которые ложатся в матрицу и становятся предметом обсуждения на психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме, собеседования с выпускником и основой индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, составной частью которого является паспорт готовности к выпуску. С мая начинается подбор наставников каждому выпускнику из числа работников организации, коллектива социальных партнеров (СГТ «Канская ТЭЦ», ПАО «Сбербанк»), членов Попечительского совета, волонтеров. Работу эту осуществляет тьютор совместно с педагогом-психологом, воспитателями и специалистами центра СФУД.

Будущие наставники знакомятся с детьми, принимают участие в мероприятиях. В сентябре происходит закрепление наставников за выпускниками. Наставники сопровождают ребенка в течение выпускного года, помогают в подготовке к сдаче итоговой государственной аттестации, в решении возникающих трудностей, принимают участие в мероприятиях, направленных на социализацию и профессиональное ориентирование выпускника. После выпуска наставники помогают с устройством в профессиональные образовательные организации, заселением и обустройством в общежитии, приобретении необходимых предметов обихода, решении проблемных ситуаций, устанавливают контакт с мастером, воспитателем общежития, участвуют в рейдах в техникумы, колледжи, общежития, предоставляют информацию о своем подшефном в Банк данных, консультируют по возникающим вопросам в рамках своей компетенции.

D:\алфавит\В\ВП\ВП 2018\ФОТО ВП2018\ВЗЛЕТКА ФОТО команда 1\DSC_0849.JPG В сентябре выпускного года проводится ритуал «Посвящение в выпускники» на Большом Гагаринском круге. С этого момента начинается работа по программам «Компас по жизни» и «Перспектива успеха», направленным на формирование социально значимых компетенций и профессиональное ориентирование, которая длится на протяжении всего выпускного учебного года с октября по май. В это же время реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на раннюю профессионализацию воспитанников в специально организованных местах. Программные мероприятия предполагают и проживание в учебной социальной квартире, где выпускники осуществляют свою жизнедеятельность автономно. Пройдя практику социальной квартиры, выпускники приобретают социально значимые компетенции: медико-гигиенические (следят за своим внешним видом, за здоровьем без контроля со стороны взрослых, поддерживают порядок в помещении, соблюдают санитарно-гигиенические требования во время приготовления пищи); социально-бытовые (учатся решать бытовые проблемы, обращаясь за помощью к электрику, сантехнику, другим работникам напрямую, организуют свое жизненное пространство, устанавливают свой распорядок дня, график дежурства, пользуются бытовыми приборами); социально-экономические (распределяют продукты, учатся ведению семейного бюджета); социально-культурные (научаются заботиться друг о друге, принимать гостей, вести себя за столом, сервировать стол); социально-правовые (учатся писать деловые бумаги: заявление, договор, акт приема-передачи материальных ценностей социальной квартиры, заявку).

В декабре проводится повторная оценка ресурсов и рисков выпускников, корректируется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка.

Канский детский дом является базовым для детских домов Восточного округа и Координационным центром для всех служб постинтернатного сопровождения, созданных в этих организациях. Это позволяет нам проводить мероприятия, направленные на успешную адаптацию воспитанников в новых условиях после выпуска, в окружном масштабе. Так, в феврале-марте мы проводим психолого-педагогический и медико-социальный консилиум «Профессиональное ориентирование выпускников и предварительное распределение по профессиональным образовательным организациям» с участием представителей всех детских домов округа и тех профессиональных образовательных организаций, куда планируются к поступлению воспитанники. Подобное событие дает возможность иметь представление о потенциале абитуриентов, о возможностях того или иного техникума, колледжа и вовремя скорректировать планы устройства выпускников для дальнейшего обучения.

На мартовских каникулах традиционно проводится очный этап интенсивной школы для выпускников детских домов Восточного округа «Взлетная полоса», в программу которого включается социально-коммуникативный практикум «Знаю, умею, могу», эстафета домашних умений «Я сам», правовой тренинг, социальная аттестация. Во время работы Школы проходит межведомственный круглый стол «Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов: трудности, практики, перспективы», для участия в котором, кроме представителей детских домов и профессиональных образовательных организаций, приглашаем специалистов отделов опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, МВД, военкомата. С 2017 года проводятся профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций города. С 2017-2018 учебного года Школа работает в круглогодичном режиме.

Одним из важных направлений деятельности Службы является сопровождение образовательной деятельности воспитанников, подготовка к прохождению государственной итоговой аттестации. В детском доме определены педагоги, имеющие возможность подготовить выпускников по тому или иному предмету, к которым в любое время любой ребенок может обратиться за помощью. Кроме этого, привлекаем волонтеров из числа учителей школ города, находящихся на заслуженном отдыхе, студентов педагогического колледжа.

В течение всего выпускного года специалисты центра СФУД проводят работу по подбору попечителей для будущих выпускников. Это могут быть люди из числа наставников. Гораздо успешнее осуществляют попечительскую деятельность те, кто был знаком со своими подопечными заранее.

В результате работы по профессиональному ориентированию ко времени окончания школы каждый воспитанник уже определяется с выбором профессии и профессиональной образовательной организации, пишет заявление со своим волеизъявлением. В мае педагог-психолог направляет уведомления в профессиональные образовательные организации, куда планируются к поступлению выпускники.

В мае-июне проводится работа по сбору пакета документов для поступления в профессиональные образовательные организации, среди которых объективная характеристика выпускника, психологическое заключение, список возможных контактов несовершеннолетнего. В августе идет подготовка личных дел уходящих из детского дома воспитанников для передачи в отдел опеки и попечительства.

В летнее время в оздоровительном лагере «Гагаринец» организована работа с воспитанниками по освоению минимальных навыков и формированию представлений по профессиям, которые они будут получать в профессиональных учебных заведениях: повар, пекарь, кухонный рабочий, плотник, слесарь по ремонту автомобиля, водитель. Основы знаний по замозанятости выпускники приобретают через участие в экономической игре «Город предпринимателей».

Сразу после получения документа об образовании в школе специалисты службы сопровождают выпускников в приемные комиссии, на собеседования в профессиональные образовательные организации, на заселение в общежитие. До момента поступления воспитанники уже знакомы с теми техникумами и колледжами, куда собираются поступать, так как были там на экскурсиях, принимали участие в Днях открытых дверей, знают перечень документов, необходимых для поступления, умеют писать деловые бумаги (заявление, анкету, автобиографию), знакомы с Правилами приема и принципами собеседования.

Адаптационный период длится 3 месяца, в течение которых сопровождение проводится в ежедневном режиме. Воспитатели, наставники, попечители, специалисты службы постинтернатного сопровождения детского дома знакомятся с мастерами производственного обучения, классными руководителями, социальными педагогами, заместителями директора, комендантами и воспитателями общежитий профессиональных образовательных организаций, куда поступили воспитанники. Составляется список необходимых контактов по каждому учреждению, который имеют для служебного пользования все заинтересованные субъекты сопровождения. Оказывается содействие несовершеннолетнему в обустройстве в общежитии, в выборе маршрута следования к профессиональной организации, приобретении спецодежды, санитарных книжек, расходовании денежных средств по выпуску, консультативная помощь и т.д. Осуществляются рейды в общежития и образовательные организации.

С каждым учреждением профессионального образования заключается соглашение о сотрудничестве.

В сентябре-ноябре совместно с педагогами профессиональных учебных заведений проводится диагностика адаптации к новым условиям проживания и обучения, по итогам которой корректируется план развития и жизнеустройства выпускника. Материалы исследования личности и поведения учащихся в конце ноября представляются и обсуждаются на окружном психолого-педагогическиом и медико-социальном консилиуме «Адаптация к новым условиям проживания и обучения», в котором принимают участие специалисты служб постинтернатного сопровождения детских домов Восточного округа и тех профессиональных образовательных организаций, где обучаются выпускники. На консилиуме происходит не только констатация возникших трудностей, но и осуществляется совместный поиск путей решения. ППиМСк определяет стратегию сопровождения каждого выпускника:

— поддерживающее сопровождение выпускников с успешным жизненным сценарием;

интенсивное сопровождение выпускников с высоким риском социальной дезадаптации;

— экстренное сопровождение (ведение случая) выпускников в трудной жизненной ситуации.

Для каждой стратегии разрабатывается свой алгоритм сопровождения и организуется комплекс консультативных, социальных, практических мероприятий и событий для выпускника.

Наиболее важным в процессе сопровождения является этап становления выпускника как самостоятельной личности.

D:\алфавит\Ф\Фото\окружной ППиМСк по выпускникам ноябрь 2016\DSC00030.JPGДиагностический модуль в этот период включает в себя следующие мероприятия. По окончании каждого семестра специалисты службы делают запросы в профессиональные образовательные организации об академической успешности выпускников. Запрашиваем 2 документа: академическую справку и характеристику. Эти сведения дают возможность корректировать сопроводительную деятельность, индивидуальный план развития и жизнеустройства.

На данном этапе деятельность специалистов службы ведется по двум направлениям:

— формирование у воспитанника потребности в получения профессии, которая обеспечит ему стабильность и качество жизни;

— поиск и установление партнерских отношений с работодателями.

В детском доме начала действовать новая модель будущего профессионального устройства выпускника и ведется точечная индивидуальная работа с предприятиями, выстраиваются новые четырехсторонние взаимодействия. Ключевыми участниками этой модели являются: выпускник, профессиональная образовательная организация, детский дом, работодатель. Совместно нами разработан новый нормативный документ – Соглашение о намерении сопровождения выпускника КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» в период предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения и трудоустройства.

На базе Канского детского дома и КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» создана пилотная площадка по разработке и апробации модели взаимодействия детского дома и профессиональной образовательной организации. Сотрудничество между нашими учреждениями выстроено на договорных условиях. Целью взаимодействия является осуществление комплекса мер по допрофессиональной подготовке и постинтернатному сопровождению воспитанников на принципах взаимности и на безвозмездной основе.

Сотрудничество предполагает следующие действия: организацию мер, способствующих минимизации трудностей адаптации после выпуска из детского дома; проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации, личностного развития и становления выпускника; информирование детей-сирот о мерах социальной поддержки; помощь в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; содействие в получении профессионального образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга; оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в рамках компетенции каждой из сторон.

Деловыми партнерами в рамках пилотной площадки являются следующие работодатели: ИП «Возле дома» Титаренко Ж.В. (пекарь, кондитер, упаковщик кондитерских изделий), ООО «Канский КСК» (газоэлектросварщик, формовщик ЖБК, слесарь КПиА), ИП Половка Г.И. (повар, горничная, парикмахер, медицинская сестра), ИП Мусина Н.С (слесарь по ремонту автомобилей), ООО «Жилсервис плюс» (мастер отделочных работ, слесарь по ремонту сантехнического оборудования) и др.

В рамках деятельности пилотной площадки используются следующие формы сопровождения и сотрудничества, от которых мы ожидаем эффект гарантированного трудоустройства:

D:\алфавит\Ф\Фото\ПИС фото\ФОТО КТОТиСХ\DSC01137.JPG — четырехстороннее соглашение о намерении сопровождения выпускника в период предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения и трудоустройства;

— презентация выпускника на предприятии;

— участие работодателя в жизни воспитанника («Моё будущее рабочее место», «Взлетная полоса», Гагаринский круг, Гагаринский фестиваль и др.контакты);

— организованная учебная и производственная практика, согласно договору между профессиональной образовательной организации и работодателями;

— занятость летом на предприятии;

— именные стипендии;

— один сопроводитель у выпускника как замещающий родитель (работник детского дома, попечитель);

— партнеры — cопроводители (куратор — тьютор профессиональной образовательной организации, общественный наставник, наставник-работник предприятия).

Профессионализация педагогических кадров, направленная на освоение технологии постинтернатного сопровождения, осуществляется в рамках деятельности научно-внедренческой площадки совместно с КГПИ им.В.П.Астафьева через:

1. Обучение в магистратуре.  7  педагогов детских домов Восточного округа  закончили  магистратуру Института психолого-педагогического образования по теме «Психосоциальная работа с детьми и молодежью». Молодые исследователи ведут работу по проектам, которые, в большинстве случаев, посвящены проблемам постинтернатного сопровождения, такие как: «Учебная социальная квартира как условие формирования социальных компетенций выпускника детского дома», «Информационное сопровождение индивидуального маршрута воспитанника детского дома до устройства его в семью», «Взаимоотношения воспитанника детского дома со взрослыми как условие жизненной успешности», «Технология постинтернатного сопровождения «Позиционная проба», «Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения воспитанников детского дома».

D:\алфавит\В\ВП\ВП 2018\ФОТО ВП2018\открытие, закрытие, команда 4\DSC00197.JPG 2. Организацию семинаров — практикумов для педагогов детского дома.  Прошли семинар по теме: «Современные технологии работы с воспитанниками детского дома» по трем направлениям: «Ранняя профессионализация», «Ребенок в территории», «Семейная модель поведения», который провела директор Института психолого-педагогического образования КГПИ им.В.П.Астафьева, доцент, к.п.н. Н.А.Старосветская. Ею же организован и проведен семинар-практикум «Современные технологии постинтернатного сопровождения» в рамках научного декадника  XIV международного научно-практического Форума «Молодежь и наука XXI века».

3.Участие в конференциях, семинарах вне учреждения. Магистранты и сотрудники  учреждения   представили свои практические наработки на    V Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения А. Маслоу,  в психолого-педагогических чтениях памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» в КГПУ им. В.П. Астафьева

3.Участие воспитанников и педагогов, замещающих родителей в окружном фестивале взросло-детских умений в рамках международной научно-практической конференции КГПИ им.В.П.Астафьева «Человек. Семья. Общество».

Результаты деятельности

  1. 100% воспитанников детского дома имеют индивидуальный план развития и жизнеустройства.
  2. 100% выпускников имеют наставников.
  3. 100% воспитанников проходят обучение в интенсивной школе «Взлетная полоса», получают дополнительное образование по программам ранней профессионализации.
  4. 100% выпускников проходят опыт проживания в учебной социальной квартире.
  5. Заключены соглашения со всеми образовательными организациями, где обучаются воспитанники.
  6. 100% выпускников успешно проходят государственную итоговую аттестацию в школе и поступают в профессиональные образовательные организации.
  7. 80% выпускников поступают в выбранные ПОО для получения специальности, профессии по желанию.
  8. Все воспитанники, проживающие в детском доме, успешно обучаются. Отчисленных среди них нет. Из них учатся без «3» 67%.
  9. Больше трети выпускников устроены на попечительство. Они, в основном, обучаются без академической задолженности, занимаются дополнительным образованием в кружках, секциях, студиях, эффективно распоряжаются денежными средствами, не допускают самовольных уходов и правонарушений, установили конструктивные контакты в межличностном общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  10. Более половины  выпускников имеют высокий уровень социальной адаптации и самостоятельности.
  11. 100% выпускников в возрасте до 23 лет получают необходимую сопроводительную помощь при обращении к специалистам службы постинтернатного сопровождения детского дома.
  12. Совместно с телекомпаниями «Канск-5 канал» и «Лимон-ТВ» подготовлены и показаны в городских программах 2 телевизионных сюжета о выпускниках детского дома, обучающихся в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» и КГБПОУ «Канский политехнический колледж»
  13. Опыт организации работы в рамках пилотной площадки обобщен и представлен в методическом журнале «Молодой ученый», на сайте министерства образования Красноярского края.
  14. По итогам работы краевого фестиваля педагогических и управленческих практик специалистов краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпущен методический сборник «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов Красноярского края: проблемы, опыт, перспективы», куда вошли статьи пяти специалистов службы постинтернатного сопровождения Канского детского дома.

Н.М.Гусева, заместитель директора

руководитель службы постинтернатного

сопровождения,

Л.Г.Локотко, заместитель директора,

руководитель Ресурсного центра и

центра ППС

Сборник «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов Красноярского края»

«Положение о службе ПИС»

Канский ДД и КТОТиСХ Пилотная площадка.Опыт взаимодействия